Мужчина и женщина

Саакашвили в роли суперпрезидента

Согласно документу, президента будет выбирать не население Грузии, а лишь парламент, При этом пост премьер-министра в Грузии упразднится, а правительство будет напрямую подчинятся главе государства. Более того, по проекту республика будет разбита на штаты, каждый из которых будет иметь в Сенате своих представителей.

Чтобы проект был одобрен, за него должно проголосовать две трети членов комиссии. Если это все же произойдет, то документ будет официально представлен уже в конце апреля.

Как известно, концентрация власти в руках президента страны и ограничение свобод СМИ и судов стали визитной карточкой действующего грузинского режима. Оппозиционные силы страны считают, что сейчас президент озабочен тем, как удержать власть и уйти от ответственности перед грузинским народом, в том числе и от ответственности за войну 2008 года.

Не так давно член «Республиканской партии» Ивлиан Хаидрава, комментируя рекомендации Венецианской комиссии о внесении изменений в конституцию страны для создания баланса ветвей власти, предположил, что возможное расширение полномочий парламента нужно рассматривать только в контексте далекоидущих планов Саакашвили. «Заканчивается его второй президентский срок, не за горами 2013 год, поэтому многое будет зависеть от притязаний Саакашили и его намерений сохранить власть, - сказал Хаиндрава. - Каким путем и как команда, находящаяся сейчас у власти, попытается ее сохранить в будущем, мне сказать сложно. Но то, что они будут делать все для этого - факт».

В этом контексте разработанный «Институтом свободы» документ можно рассматривать не иначе, как попытку действующего режима остаться у руля страны. Нарекания вызывает и американская модель деления Грузии на штаты. Республика по вине своих руководителей уже распрощалась с Абхазией и Южной Осетией, чего Саакашвили многие не простят никогда.

Как и ожидалось, проект Левана Рамишвили пришелся оппозиции не по душе. Христиан-демократы считают, что превращение Грузии в «суперпрезидентское государство» попросту неприемлемо.

Не поддерживают данный проект и национал-демократы, которых не устраивает схема федерального обустройства страны с разделением на штаты. «Это искусственное создание территориальных единиц, что может поощрить разжигание сепаратизма», - подчеркнул член Национал-демократической партии, секретарь конституционной комиссии Тенгиз Шарманашвили. По его словам, в документе также проигнорирована роль православной церкви - согласно проекту, оформить конституционное соглашение с правительством сможет не только православная церковь, но и любая конфессия, что для Грузии также неприемлемо.

Прокомментировать инициативу НПО «Свободы» и оценить перспективы документа корреспондент GeorgiaTimes попросил генерального секретаря Лейбористской партии Сосо Шатберашвили:

Этот так называемый «Институт Свободы» привел к власти правящую партию «Единое национальное движение» и нынешнего президента Михаила Саакашвили. Это не НПО, а правительственная организация, и все шаги президента разрабатываются в вышеуказанном институте. Это генератор мыслей, которыми руководствуется президент Грузии и грузинские власти в целом. Поэтому этот институт заинтересован в усилении президентской власти.

Каковы перспективы у этого проекта?

На данном этапе любой проект и законопроект станет законом, поскольку Саакашвили имеет абсолютное большинство в парламенте страны. Фактически парламент превращен в нотариальную контору, которая заверяет все нужные документы. Если проект изменений в Конституцию будет принят, то Саакашвил сможет продлить свою власть лет на 10-15. Это будет конец для Грузии, который можно охарактеризовать, как расчленение и дробление республики.

По мнению Сосо Шатберашвили, проект могут и не принять, если давление на власти окажут США и Западная Европа, которые «видят, что в лице Саакашвили есть угроза дестабилизации всего кавказского региона». В заключение генсек Лейбористов отметил, что разработать и утвердить новую конституцию, безусловно, можно, но в ходе работы над ней должны участвовать все политические партии в свободном режиме, а парламент должен быть избран в ходе свободных выборов.