решать вопросы внешнеэкономической деятельности российских компаний и притока инвестиций.
В официальном заявлении грузинского МИДа говорится том, что после договоров о создании в Абхазии и Южной Осетии российских баз и совместной охраны границ, Россия якобы начинает осуществлять контроль над республиками не только в военно-политическом, но и экономическом пространствах. «Действия России неконстукривны», - считают грузинские дипломаты.
Любопытно, что Тбилиси было известно о создании торгпредств в Абхазии и Южной Осетии еще с прошлой осени. Тогда премьер-министр РФ Владимир Путин одобрил проекты соответствующих межправительственных соглашений. По словам премьера, взаимное учреждение торгпредств в целях лучшей координации внешнеэкономических связей будет содействовать развитию торгово-экономических связей между государствами. Более того, этот шаг призван обеспечить экономические отношения на принципах, принятых в мировой практике.
Как сообщил директор департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Минэкономразвития Сергей Чернышев, Москва не собирается затягивать с этим вопросом. С его слов, торгпредство также будет помогать Абхазии размещать информацию на ресурсах в Интернете, которыми располагает ведомство. «Будем помогать выходить на правильных инвесторов в России и стимулировать экономическое развитие, это будет хорошая институциональная поддержка», - добавил он.
Несколько дней назад Владимир Путин распорядился учредить российское торговое представительство в Абхазии до конца текущего года. Ожидается, что торгпредства будут пользоваться правами юридического лица и являться составной частью дипломатического представительства своего государства в государстве пребывания.
Комментируя принятое Москвой решение, посол России в республике Семен Григорьев подчеркнул, что до августа-2008 в Абхазии отсутствовала какая-либо правовая основа. «Абхазия была серой зоной, непризнанной республикой, - цитирует «Росбалт». - Вкладывание в нее капиталов представляло собой высокий политический и экономический риск». Открытие торгпредства, по мнению Григорьева, поможет активнее решать вопросы внешнеэкономической деятельности российских компаний в Абхазии, так как притоку инвестиций из России пока мешают нерешенные юридические вопросы.
«У Абхазии большой потенциал в производстве строительных материалов, что могло бы пригодится в период подготовки Сочи к Олимпийским играм, - добавил посол. - Будут и другие возможности использовать природный и технический потенциал республики, и это будет регулироваться отдельными соглашениями между коммерческими структурами».
Как известно, со времени признания независимости, абхазская экономика постепенно развивается. Республика достигла договоренности с российской компанией ОАО «РЖД» о кредитовании и дальнейшей эксплуатации абхазской железной дороги, подписано соглашение о нефтедобыче с «Роснефтью».
Среди прочих проектов, над которыми работают местные власти - курортный комплекс и связанные с ним направления: автодороги, местная промышленность и аграрный сектор. «Мы тоже хотим жить, зарабатывать и богатеть», - считает абхазский лидер Сергей Багапш. Глава республики уверен - только доказав мировому сообществу свою политическую и экономическую зрелость, Абхазия получит признание со стороны Запада.
Пожалуй, именно экономические успехи абхазов не дают Тбилиси покоя. Дело в том, что официальный Сухум не устает подчеркивать: все это стало возможным только после признания независимости республики Россией и гарантий безопасности, которые обеспечили российские пограничники. Для режима, размышляющего в категориях былой территориальной целостности, самостоятельность Абхазии - это, прежде всего, удар по самолюбию.
Сейчас грузинская сторона обвиняет Москву в контроле Абхазии. Но, дело в том, что столь тесное взаимодействие с Россией объясняется, прежде всего, тем, что другие страны, которые могли бы стать партнерами Сухума, попросту не признают право абхазов на суверенитет. Возможно, ключом к пониманию проблемы могло бы стать осознание империалистических замашек нынешнего грузинского руководства, захотевшего подчинить непокорных осетин, и потерявшего в итоге часть территории. И в этой связи два главных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?», пожалуй, лучше задать самим себе.