Мужчина и женщина

С завистью к грузинским реформам

Человек, которого считают опорой режима Саакашвили, заявил «Коммерсанту», что война между Россией и Грузией не закончена, ни в политическом, ни в военном смысле. Даром грузинский президент и «мирные» министры пытаются завоевать доверие живших с ними народов. Когда у власти есть такие, как Мерабишвили, мира ждать не приходится.

Задуматься здесь есть о чем, особенно если сопоставить эти слова с рассказом Вано Мерабишвили о неком чеченце, который подтвердил факт пособничества Тбилиси северокавказским террористам.

Но это в интервью осталось полунамеком, а вот о победе на мирном фронте Мерабишвили сказал более открыто: «Пока в России будут говорить, что в Грузии хорошие реформы, мы будем выигрывать. Потому что реформы и демократия - это одно и то же. И потому что в России этого нет».

Из-за кавказского хребта наверно, видно плохо, а если и слышно, так только какое-нибудь либеральное эхо, вроде Юлии Латыниной. Она действительно потрясена прозрачностью МВД как в переносном, так и в прямом смысле, ведь новое здание министерства отстроено из стекла. Взяток патрули (заменившие гаишников) не берут, а тех, кто посмеет - ловят и сажают. Демократично так, несмотря на родственные связи.

Добились этого тоже «демократично». Десятки тысяч человек в четырехмиллионной стране были уволены, а значит, пострадало еще вчетверо больше людей, для которых они были кормильцами. В ряды патрулей набрали новеньких, молодых и теоретически не менее нуждающихся в «доплате». Однако за ними следят скрытые камеры, и за взятку в 50 долларов можно получить десятилетний срок.

Не напоминает на сталинские методы? Иосиф Виссарионович тоже был противником коррупции. И если Мерабишвили выступает за разрушение памятника Иосифу Виссарионовичу в Гори, то, видно, ради того, чтобы авторитет сего деятеля не затмевал особу его продолжателя Саакашвили.

Следят в Грузии за всеми и сажают тоже всех, от патрулей до начальников. В декабре минувшего года был арестован даже прокурор Тбилиси Звиад Салия. А в марте этого года сели два высокопоставленных начальника пограничной полиции. Как недавно с гордостью говорил сам Мерабишвили, число заключенных в стране выросло в четыре раза - с пяти до 20 тысяч человек. И это далеко не предел.

Кстати, самым опасным «ворам в законе» удалось удивительно вовремя «собрать манатки» и выйти на большие российские и европейские дороги. А их дела, вроде торговли наркотиками и оружием ,остались. Кто же их ведет, если преступники все сидят? Лидер Партии зеленых Георгий Гачечиладзе полагает, что наркотрафик идет под присмотром власть предержащих.

По-сталински при очистке правоохранительных рядов от коррупционеров избавились, прежде всего, от тех, кто был предан прежнему руководству Грузии. Майор шеварнадзевской эпохи Швангирадзе тихо исчез после того, как попытался опорочить новых людей «в органах», пишет «Слон.ру». Он представил аудиозаписи, на которых демократичные полицейские обсуждают, как и когда лучше принять дозу.

Зато теперь силовой аппарат полностью предан Саакашвили и успешно применяется в борьбе с оппозицией. В нужный момент он заводит дела о незаконном хранении оружия членами партии Нино Бурджанадзе, когда она собирается требовать отставки президента. В нужный момент находит оружие под матрасом армянского активиста, когда армяне Джавахка отказываются воевать против России. В нужный момент записывает свидетельства соседки обвиняемого в шпионаже на Россию Цотнэ Гамсахурдиа.

«У вас общество и милиция в состоянии войны», - говорит о России Мерабишвили. А в Тбилиси полиция разгоняет демонстрации, стреляет по народу пластиковыми пулями, лишает людей зрения - это так, просто погорячились?

После подчинения силовиков Саакашвили взялся и за остальных. В других ведомствах тоже периодически находят коррупционеров и тоже сажают. Именно поэтому, а не потому что нет элитарной коррупции, как утверждает Латынина, жилье для беженцев действительно построено, а не так как в Южной Осетии.

Элитарная коррупция - нечто другое. Так, многие предприятия от «Чиатурмарганца» до Зестафонского завода ферросплавов, сосредоточены в руках ближайших друзей и родственников Саакашвили.

Владельцев влиятельных СМИ, пропагандирующих за правительство, не смогли определить даже европейские эксперты. Но Мерабишвили убеждает: телевидение Грузии демократично: «Включите телевизор - и вы увидите там любого оппозиционера, который вам нравится». Другое дело, что этот оппозиционер будет делать - справлять нужду за клеткой-камерой из-за того, что власти не установили биотуалеты, или «предавать» интересы народа во время виртуального вторжения России в Грузию.

Какими еще реформами может похвастаться режим Саакашвили? «Чем успешнее будут у нас реформы в МВД, здравоохранении, образовании, тем ближе Цхинвали будет к Тбилиси», - говорит Мерабишвили. Даже не верится, что это он о приватизации больниц и отмене бесплатного медицинского обслуживания. О вытеснении бесплатного высшего образования платным. О переводе трудящихся на рабские условия благодаря дискриминационному трудовому кодексу.

«Что у вас построено за последние десять лет?», - давит глава грузинского МИД риторизмом вопросов. Но ведь построено: и новые предприятия по сельхозпереработке, и новые трубопроводы, как по дну Черного моря. Кое-где даже слишком много построено - так что теперь даже сносят, как в подмосковном «Речнике».

С прямотой, достойной сателлитов США, Мерабишвили заявляет, что иного пути развития, кроме западного нет. И Грузия, значит, идет по нему, а Россия свернула. Грузия даже готова, как продвинутая страна, содержать у себя узников Гуантанамо, вина которых не доказана. Готова броситься на Южную Осетию и Абхазию, аки лев, лишь бы угодить «ястребам» в Вашингтоне. Причем, именно в Вашингтоне, а не в Брюсселе. Европейцев, по словам Мерабишвили, желательно никогда не слушать, а продолжать вооружаться. Тут, конечно, Глава МВД спорол лишнего. И сегодня его пресс-служба уже опровергла ту часть интервью, где он пренебрежительно отзывается о Европе.

В России, как ни странно это для главы грузинского МВД, одним из главных достижений последних лет считают именно возвращение права на независимую внешнюю политику.

А в Грузии только и ездят за советами за рубеж, причем и власти, и оппозиция. И тут принципиальной разницы нет - в Россию или в США. Так что зря Мерабишвили так недоволен, что Бурджанадзе выбрала северное направление, а патриарх повенчал потомков рода Багратиони якобы по проекту свахи - Евгения Примакова. Своей воли-то Грузии все равно не видать.

На фото: здание МВД Грузии