По словам госминистра Грузии по вопросам реинтеграции Темура Якобашвили, Тбилиси уже ознакомил со стратегией пять международных организаций: ОБСЕ, ООН, Евросоюз, Совет Европы и НАТО. «Документ получил положительную оценку», - добавил министр.
Якобашвили сообщил, что первая версия плана действий в рамках стратегии будет готова в апреле, окончательный его вариант планируется разработать к концу июля, а уже с сентября начнется его реализация. На сегодняшний день рассматривается вопрос финансирования плана действий. Одну часть средств власти Грузии планируют выделить из государственного бюджета на этот год, а другая часть остается за донорами.
«На данном этапе несерьезно говорить, какая сумма будет выделена из госбюджета - это пока не определено. Что же касается доноров, то мы не гонимся за конкретной суммой. Мы им предлагаем проекты, и они уже решают, будут ли их финансировать. Есть проекты, которые будет финансировать только государство, часть проектов - совместно с донорами, а другую - только доноры», - цитирует Якобашвили «Кавказский узел».
Грузия разработала план действий в рамках утвержденной стратегии в отношении Абхазии и Южной Осетии в начале этого года. Документ затрагивает отношения грузинских властей с населением закавказских республик, а также включает в себя такие вопросы, как образование и развитие культурных связей и народной дипломатии. По заявлениям официальных лиц, намеченные шаги необходимы для сближения народов, проживающих в республиках, как для безопасного пересечения границы, так и для экономического взаимодействия.
Несмотря на обещания урегулировать территориальные проблемы исключительно путем диалога, Абхазия и Южная Осетия в грузинском приложении к документу именуются, как «оккупированные территории», контролируемые «марионеточными режимами».
В Сухуме и Цхинвале к стратегии Грузии относятся со скепсисом. Абхазский лидер Сергей Багапш заявил: республика не намерена рассматривать документ, и считает его «подкупом населения Гальского района». Со своей стороны, полпред президента Южной Осетии по постконфликтному урегулированию Борис Чочиев считает, что стратегия не имеет никакого отношения к Цхинвалу. «Скорее всего, грузинская сторона обращается к «альтернативным правительствам» Абхазии и Южной Осетии. Это тот план, который не имеет ничего общего с реальной ситуацией. Думаю, документ разрабатывали не в Грузии, так же, как и план «Чистое поле». Мне кажется, что это пиар и отмывание денег», - сказал Чочиев.
Несмотря на подобное отношение Абхазии и Южной Осетии, грузинская стратегия пользуется на Западе успехом. В феврале документ прошел рецензирование в Организации Объединенных Наций (ООН) и был там одобрен. Посол Грузии в организации Александр Ломая тогда поспешил сообщить: успех в организации связан с тем, что в стратегии четко прописаны намерения государства сотрудничать со «своими» гражданами в республиках.
Через месяц стратегия пришлась по душе Евросоюзу. Вице-президент Еврокомиссии Кэтрин Эштон позитивно оценила решимость Грузии разрешать конфликт исключительно мирными средствами и дипломатическими усилиями. Вместе с тем, Брюссель призвал Тбилиси провести консультации со всеми заинтересованными сторонами с целью подготовки плана действий для претворения стратегии в жизнь.
Затем стратегия была представлена в штаб-квартире Североатлантического альянса, в ходе заседания комиссии НАТО-Грузия. Никаких нареканий к документу не возникло и там.
А в марте Грузия представила документ перед ОБСЕ. В ходе рассмотрения стратегии в Вене постпред России при ОБСЕ Анвар Азимов назвал документ «очередной пропагандистской акцией» нынешнего руководства Грузии. По словам дипломата, действующий режим продолжает упорно игнорировать мнение абхазов и югоосетин вместо того, чтобы открыто попросить прощения «за совершенные злодеяния».
Впрочем, эксперты отмечают, что от положительного одобрения на словах до имплементации документа - довольно большая дистанция. Член «Республиканской партии» Грузии Ивлиан Хаиндрава подчеркнул, что сегодняшнее фактическое положение дел в Абхазии и Южной Осетии мало способствует тому, чтобы стратегия или ее фрагменты были реализованы. Со своей стороны, российские политологи, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко и эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко считают, что в итоге грузинская стратегия застопорится на уровне долгих дискуссий.
Сейчас, после заявлений Якобашвили, назрел еще одни вопрос: готовы ли международные организации Грузии оказать финансовую помощь в имплементации документа? Отвечая на этот вопрос корреспондента GeorgiaTimes, директор Центра стратегических исследований Грузии, бывший глава МИД республики Ираклий Менагаришвили отметил: «Что-то определенное сказать пока сложно, но всем хорошо известно, что многие зарубежные организации весьма активно занимались конфликтами как в Южной Осетии, так и в Абхазии на протяжении всего этого периода.
По словам политолога, речь идет как о мероприятиях по установлению контактов между общинами, так и о других мерах по восстановлению доверия. Менагаришвили напомнил также о нескольких программах, профинансированных Евросоюзом.
«Эта тема не нова - сказал эксперт. - Главное, чтобы средства были направлены на то, чтобы в итоге работы была достигнута основная цель - сближение народов, разделенных конфликтом, и восстановление доверия».