Мужчина и женщина

Европейцы создают видимость урегулирования

Лучше плохие переговоры, чем хорошая война. Это стало, пожалуй, единственным обоснованием для женевских дискуссий и разработанного на них механизма предотвращения инцидентов в зоне грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Положительных известий от встреч грузин, осетин и абхазов при участии представителей ООН, ОБСЕ, ЕС и России не было уже давно. Вчерашняя встреча в абхазском городе Гал, пятнадцатая за почти два года, также прошла безрезультатно.

Грузия ставила на ней вопросы об упрощенном пересечении границы, которую сама считает административной, а Сухум - государственной. Требовала соблюдения прав грузинского населения в Абхазии. Возмущалась маневрами российского катера в районе села Ганмухури.

Все без толку. «К сожалению, какой-либо договоренности по этим вопросам достичь не удалось», - сообщил журналистам глава грузинской делегации, официальный представитель МВД Шота Утиашвили.

Абхазия также отрапортовала об отсутствии взаимопонимания. Она пыталась добиться объяснений от грузин по поводу взрывного устройства, заложенного на дороге между селами Отобая и Ганмухури. Сухум не исключает версию провокации со стороны Тбилиси. Однако грузинские переговорщики вины за собой не признали.

Абхазы также пытались донести до грузин простую мысль: о каком налаживании отношений, «вовлечении путем сотрудничества» можно говорить, если Грузия усиливает блокаду вокруг Абхазии? Это выразилось в обращении к Международной морской организации, которая разрешила Грузии налагать санкции на морские суда у абхазских берегов. По мнению Сухума, это дестабилизирует ситуацию и создает атмосферу напряженности в регионе.

«Тем самым Грузия пытается прекратить любые коммуникации в Абхазию как транспортные, так и информационные. Страдает же от этих действий больше всего гражданское население Абхазии», - подчеркнула начальник международного отдела МИД Лана Агрба. По ее словам, Абхазская республика уже тоже является субъектом международного права и может обратиться с ответным иском в международные организации.

Всплыл и неразрешенный вопрос с танкером «Букет», задержанным грузинами в августе еще 2009 года. Капитан судна, осужденный на четверть века, смог в апелляционном суде выиграть свободу ценой огромного штрафа. А вот сам корабль вместе с топливом Грузия присвоила себе. Абхазы требуют вернуть его владельцам, грузины же не собираются обсуждать с ними этот вопрос, оставляя его для торга на грузино-турецких переговорах.

Несмотря на всеобщую неудовлетворенность, новая встреча в Гале намечена на 5 мая.

Безрезультатно окончился и последний (десятый) женевский раунд в конце апреля, на котором Россия представила свой проект документа о неприменении силы между Грузией и Абхазией с Южной Осетией.

До этого, на девятом раунде, новые республики отвергли международный проект, в котором их не считали субъектами права. Теперь же Грузия отвергла российский вариант. Её министерство иностранных дел возложило вину за отсутствие результатов на Москву и «марионеточные режимы», которые «продолжают блокировать документы о международных механизмах по неприменению силы и безопасности». Кроме того, Тбилиси обвинил российских представителей в угрозах, услышав в их словах нотки агрессии.

На это в Сухуме ответили симметрично, что это грузины при поддержке европейских посредников противятся подписанию документа, подменяют понятия и затягивают урегулирование. «Представители Грузии отказываются от обсуждения проекта соглашения о неприменении силы и пытаются вынести на обсуждение так называемый проект «деоккупации» Абхазии и Южной Осетии, что для нас неприемлемо» - заявил по итогам женевских переговоров представитель Багапша Вячеслав Чирикба.

Как долго будет продолжаться игра в «урегулирование» в Женеве, непонятно. Пока что реально сдерживает конфликт только массовое присутствие российских военных в бывших грузинских республиках. Но Тбилиси упорно добивается их вывода. Грузия, очевидно, рассматривает женевскую переговорную площадку, как европейскую трибуну, с которой может регулярно напоминать о своих территориальных проблемах мировому сообществу. А вот абхазам и осетинам при отсутствии прогресса по соглашению о неприменении силы женевские переговоры становятся нужны все меньше. Есть вероятность, что одиннадцатый раунд переговоров на 8 июня вообще не состоится.

Посредники-европейцы явно не собираются пускать грузинские конфликты на самотек. Сейчас делегация ПАСЕ проверяет исполнение резолюций о возвращении грузинских беженцев в свои дома, а также о выводе российских войск.

Вместе с тем, как отмечает российская газета «КоммерсантЪ», оптимизма у представителей Совета Европы по их результатам их деятельности не наблюдается. Докладчики мониторингового комитета Матиас Йорш и Дэвид Вильшаер в поселке для беженцев Церовани близ южноосетинской границы похвалили правительство Грузии за добротное жилье, раз уж у людей «нет возможности вернуться в родные места».

Хотели эти господа посетить Южную Осетию, но местные власти использовали испытанный способ изоляции от нежеланных гостей: запретили въезжать со стороны Грузии. Так они уже поступали с представителем генсека ООН Вальтером Келином, потом с главой комиссии ОБСЕ по вопросам национальных меньшинств Кнутом Воллебеком. Все эти сторонние наблюдатели упрекают осетин за уничтожение нескольких грузинских сел и препятствия для возвращения беженцев. И игнорируют аргументы о том, что эти села с их жителями сами себя занесли в черные списки, участвуя в гонениях на осетин в прежние годы.

Естественно, Йорш и Вильшаер обиделись, упрекнув осетин в придирках к формальностям. «В Южной Осетии желают, чтобы мы в Цхинвал въехали с севера. Они должны понимать, что мы - члены ПАСЕ и не всегда будем иметь возможность путешествовать», - заявил Йорш в интервью грузинским каналам.

Сегодня европейских гостей ждут в Сухуме, а затем они направятся в Москву. Итоги их мониторинга будут представлены на весенней сессии ПАСЕ. Возможно, Россию грузины и их сторонники в очередной раз будут пытаться лишить права голоса. Но предыдущие потуги не увенчались успехом. Европейцы не желают ссориться с Москвой, предпочитая видеть ее партнером. Тем более, что сами россияне вовсе не дорожат своим местом в Парламентской Ассамблее Совета Европы, где вечно подвергаются критике, и готовы выйти из нее.

В любом случае, европейцы не оставят Кавказ на произвол судьбы, потому что имеют там свои геополитические интересы.