Грузинским жителям Абхазии все еще не верится, что они живут в новой независимой стране. Людям, десятилетиями свободно ездившим к родственникам в Зугдиди, непонятно, почему теперь нельзя пересекать границу где попало. Не устраивает их наличие только одного КПП на Ингурском мосту, за переезд по которому нужно еще и заплатить.
Задержание двух автобусов позапрошлой ночью - лишь последний случай из череды похожих инцидентов. Российские военные высадили около 40 пассажиров, среди которых были и женщины с детьми.
Грузинские СМИ сообщили, что пограничники захватили их в заложники или в плен. Да к тому же ограбили и отняли транспорт. В течение всей ночи людей держали в лесу, под открытым небом, и только в 7 часов утра перевели на российскую базу. Освободить их должны только после выплаты штрафов.
В альтернативном правительстве Абхазии, созданном в Тбилиси, это квалифицировали как нарушение прав человека в «оккупированном грузинском» регионе.
При этом грузинские чиновники прекрасно понимают истинные причины произошедшего. Представитель прогрузинской администрации в Самегрело-Земо Сванети Торнике Киланава пояснил «Медианьюс», что задержали пассажиров из-за незаконного пересечения границы, так как у них не было пропусков. «Получение «пропуска» связано с выплатой определенной суммы, а у народа денег на это нет, и они не могут их взять, поэтому пытаются перейти через границу без пропусков», - заявил Киланава.
Другое дело, что официальный Тбилиси не признает границ, пропусков и учредивших систему пропуска руководителей Абхазии. Поэтому все происшествия в Гальском районе записываются на счет «недемократичности» и «преступности» «марионеточного правительства и оккупантов». А чтобы все выглядело еще мрачнее, употребляется такая лексика, как «плен» и «ограбление».
Начальник Гальского РОВД Лауренс Когония в комментарии GeorgiaTimes опроверг грузинские обвинения. «Я ничего об этом инциденте не знаю. Про задержания и ограбления от грузинских СМИ мы слышим уже 17 лет. Транспорт на границе у нас всегда останавливают для досмотра. А если было совершено ограбление или другое преступление, пострадавшие должны обратиться в органы правопорядка. К нам никто не обращался. А раз обращения не было, значит, ничего и не было», - заявил он.
Надо сказать, что режим пересечения границы, ужесточенный с приходом российских пограничников, стал действительно болезненной темой для местных жителей. Поэтому грузинская сторона неоднократно ставила на пятисторонних встречах в Гале при участии посредников ООН и ЕС вопрос об упрощенном порядке миграции. В прошлом году грузины даже предлагали открыть автобусное сообщение.
Но абхазские власти не идут на уступки, руководствуясь соображениями безопасности. Время от времени в приграничных районах Абхазии случаются подрывы машин или обнаруживаются фугасы. В такой ситуации пойти на открытие грузинского рубежа подобно предательству национальных интересов.
«Как может быть восстановлено автобусное сообщение между Абхазией и Грузией, враждебной нам страной, которая все время пытается дестабилизировать ситуацию как на границе, так и на море?" - как-то прокомментировал инициативы Тбилиси полпред президента Абхазии в Гальском районе Руслан Кишмария. Тогда же он предупредил: "Те, кто будет пытаться перейти границу вне установленных мест и без соответствующего пропуска, будут задерживаться".
И действительно, нарушителей регулярно останавливают, а грузинские СМИ регулярно поднимают панику. Российские пограничники при этом выставляются в самом невыгодном свете. В прошлом году их обвинили ни много ни мало в обстреле автомашины с больным ребенком, которого везли в больницу Зугдиди. А также в ограблении двух грузинских семей в селах Сида и Саберио Гальского района. Обе новости местные абхазские власти объяснили нападениями криминальных элементов, никак не связанных с российскими военными.
Похожая ситуация на границах Южной Осетии. Правда, там жителям грузинонаселенного Ленингорского района разрешено ездить в Грузию совсем без пропусков. А вот грузин, зашедших на территорию осетинской республики, периодически задерживают. Кроме того, на днях МВД Грузии выразило протест властям в Цхинвале и Москве, которые «мешают» жителям приграничных грузинских сел обрабатывать свои земли. Понятно, что речь идет об участках, которые после войны 2008 года оказались на осетинской территории.