Мужчина и женщина

Пожелания светлого грузинского будущего от Клинтон

Госсекретарь США Хилари Клинтон день девятнадцатилетия независимой Грузии рассказала, что впечатлена «политическим и экономическим развитием страны». «И я уверена в светлом будущем Грузии», - добавила она в связи с этим в поздравительном заявлении.

По сравнению с временами мхедриони и даже с «революцией роз», незаконно свергнувшей законного президента, Грузия действительно политически созрела. Революции отменяются, партия власти надежно засела в правительстве, перемен внешнеполитического курса не предвидится.

А вот что касается «впечатляющего экономического роста», то тут Клинтон ради праздника польстила. Исследования экономистов, таких как Александр Твалчрелидзе, показывают, что после «революции роз» доля ВВП на душу населения неуклонно уменьшалась, а расходы на армию росли. Особенно хорошо это видно в сравнении с Арменией и Азербайджаном, которые развивали сельское хозяйство и другие отрасли, обогнав по ВВП некогда лидировавшую Грузию.

Со всеми внутренними проблемами Грузия, по словам Клинтон, «является ценным другом и партнером США». Чем же она ценна? Ясно, что не собственным богатством и не международным весом. Ценность заключается в том, что благодаря Грузии углеводороды из Азербайджана и Средней Азии уже текут и еще большим потоком могут потечь на запад в обход России, в случае строительства Nabucco.

Приятна американцам и бескомпромиссная устремленность Грузии на вступление в НАТО, так как позволяет продолжить расширение границ антисоветского военного альянса за счет постсоветских стран. Со сменой президента Украины, преданность Саакашвили стала цениться в два раза больше.

Но почему-то президент США Барак Обама не обнимает друга Саакашвили, не приглашает в Белый дом, не едет в Тбилиси, где ждут не дождутся повода переименовать очередную улицу в честь очередного американского покровителя. В западной прессе пишут о том, что Америка бросила на произвол судьбы Грузию и остальных соседей России в обмен на сотрудничество между Вашингтоном и Москвой.

Это очень тревожная тенденция для Грузии. Правительство Саакашвили только потому не шло на компромиссы с Россией, что было всегда уверенно в безоговорочной поддержке США. А администрация Джорджа Буша именно потому и поддерживала Тбилиси, что тот противопоставил себя Москве. Это была геополитическая победа американцев над русскими. Неужели они отказались от нее, ради российского давления на Иран, сотрудничества по Афганистану и сокращения наступательных вооружений?

Нет, не отказались, должно было просигнализировать заявление Клинтон: «Сегодня мы вновь выражаем нашу поддержку территориальной целостности и суверенитету Грузии и подтверждаем обязательство США работать вместе для углубления и расширения нашего партнерства».

Заверения в американской дружбе накануне грузинского Дня независимости дал и посол США в Грузии Джон Бас. Он опроверг утверждения консервативного американского сенатора Джона Маккейна, проигравшего Обаме президентские выборы, о том, что администрация его соперника бросила Грузию на произвол судьбы. «Америка не изменяла своей политики в отношении Грузии», - заявил американский посол в интервью грузинской газете «Резонанси».

Изменение не коснулось основ двустороннего сотрудничества. Оно просто трансформировалось в деловое и менее показушное, чтобы не раздражать Москву. «После прихода Обамы изменился подход, который используется Белым домом в отношениях с Россией», - отметил Бас.

«Мы пытаемся вести диалог по общим вопросам, но у нас имеются и определенные разногласия. Мы не согласны с подходом Москвы к вопросу Грузии. Это - довольно сложный диалог, так как у нас фундаментальные разногласия в связи с тем, что сделала Россия в Грузии», - пояснил он, добавив, что США продолжают добиваться выполнения соглашения Медведева-Саркози по выводу российских войск на позиции до войны 2008 года.

Посол подтвердил и намерения НАТО включить в свой состав Грузию. «Мы продолжаем работать в этом направлении и тесно сотрудничаем с правительством Грузии, чтобы усилить военную сферу, оборону», - напомнил он.

Однако если вопрос приведения к натовским стандартам в Грузии решается легко, то условие отсутствия территориальных проблем невыполнимо для Тбилиси. Грузины не намерены признавать Южную Осетию и Абхазию, чтобы этот вопрос не мешал вступлению в Альянс, а реинтегрировать их при наличии там российских баз не представляется возможным.

Итак, с одной стороны американцы стараются заверить «в безусловной и невероятной», по словам Михаила Саакашвили поддержке Грузии, с другой стороны, ясно дают понять, что ссориться с Россией из-за грузинского вопроса не будут. Как пояснила грузинской службе «Голоса Америки» член американского Конгресса Элисон Шварц, соглашение с Москвой по сокращению производства ядерного оружия - это главный приоритет президента Обамы.

«Для администрации важно, чтобы Россия была союзницей. Мы не ставим вопрос: либо Грузия, либо Россия. Мы хотим, чтобы и Грузия, и Россия были нашими союзниками. Поэтому мы продолжаем переговоры с Россией по общим вопросам безопасности мира», - заявила Элисон Шварц.

Более того, Грузии на Западе все чаще советуют тоже пересмотреть отношения с Россией. Не затрагивая больной вопрос Абхазии и Южной Осетии, можно было бы восстановить экономические связи, вернуть российский рынок сбыта, который в свою очередь помог бы Грузии поднять ее ВВП. В мае именно к этому правительство Саакашвили призвал спецпредставитель Евросоюза Питер Семнеби.

На необходимость российско-грузинского экономического сотрудничества указывает и Джон Бас. По его словам, появление российских компаний на грузинском рынке должно только приветствоваться. Ограничения могут накладываться, только если они будут касаться интересов западного бизнеса, считает Бас.

Между тем, эксперты отмечают, что западные инвестиции практически отсутствуют в Грузии. Главными инвесторами стали тюрки, арабы и китайцы из восточных стран. И это должно настораживать православных грузин гораздо больше, чем наличие российского бизнеса.

В общем, светлое будущее Грузии от Клинтон вместе с обещаниями вступления в НАТО предусматривает и хорошие отношения с Россией. Дразнить ее администрация Барака Обамы больше не намерена.