По словам Виктора Качалкина, при поступлении соответствующих задач Военно-транспортная авиация России готова их выполнить. «Еще в августе 2008 года мы начали осуществлять эту перевозку. Выполнили не один рейс, перевозили личный состав, вооружение и технику», - сообщил он.
Реакция МИД Грузии была прогнозируема. В Тбилиси открытие прямого воздушного сообщения между Москвой и Сухумом назвали нарушением международного права. МИД республики предупредил, что Грузия намерена принять международно-правовые меры «для пресечения нарушения суверенитета страны». «Осуществление полетов любыми воздушными судами без согласия властей Грузии является грубым нарушением соглашении «О международном воздушном сообщении», - считают грузинские дипломаты.
Споры об абхазском небе между Тбилиси и Москвой продолжаются с начала года. Вернее, спорит только грузинская сторона. Россия же развивает сотрудничество с Абхазией и оформляет все необходимые документы, основываясь на договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, который был подписан после пятидневной войны.
Россия и Абхазия договорились об открытии воздушного сообщения этой зимой. Согласно документу, страны условились создавать каждая на своей территории необходимые условия для осуществления полетов воздушных судов другого государства, их аэронавигационного, технического и аэропортового обслуживания.
Транспортная сфера - одно из приоритетных направлений российско-абхазского сотрудничества. Еще до подписания соглашения посол России в Абхазии Семен Григорьев отметил, что ускоренное развитие инфраструктуры железной дороги, увеличение и модернизация портовых мощностей, а также возобновление работы Сухумского аэропорта позволит оптимизировать грузовые и пассажирские потоки, переориентировав их с преимущественно автомобильного транспорта на железнодорожный, морской и авиационный.
В Тбилиси документ между Москвой и Сухумом по традиции осудили. Мол, авиасообщение между Россией и Абхазией лишено правовой основы, является нарушением практически всех норм Чикагской конвенции, а грузинская сторона оставляет за собой право пожаловаться на большого соседа в Международную организацию гражданской авиации ICAO (International Civil Aviation Organization).
Обращение Тбилиси возымело эффект лишь отчасти. ICAO поддержала территориальную целостность Грузии в рамках старых границ, однако до каких-то санкций в отношении Москвы дело, естественно, не дошло.
Уже в марте Россия присвоила сухумскому аэропорту Бабушера, который был закрыт еще со времен гражданской войны (1993 года), новый код. Абхазский премьер Сергей Шамба подчеркнул, что потребуется современная навигационная система и прочее инфраструктурное обеспечение, коего у Сухумского аэропорта на тот момент не было.
На прошлой неделе информацию об открытии абхазского неба и осуществлении прямых авиарейсов между Москвой и Сухумом подтвердил президент Абхазии Сергей Багапш. «На первом этапе из России будет выполняться два рейса в неделю, они будут осуществляться на пассажирских самолетах ВВС РФ, - рассказал абхазский лидер. - Самолеты будут вылетать из подмосковного аэропорта Чкаловский и прибывать в Сухум». Со слов Багапша, аэропорт абхазской столицы полностью готов к приему пассажирских самолетов.
Открытие аэропорта Бабушера сулит Абхазии блестящие перспективы. Терминал, расположенный в 18 километрах от Сухума, был построен в 1960-е годы и мог принимать до пяти тысяч пассажиров в сутки. По официальным данным, взлетно-посадочная полоса протяженностью около четырех километра позволяет аэропорту принимать практически все типы гражданских самолетов.
Тбилиси, однако, не теряет надежды. Грузинские парламентарии сообщили GeorgiaTimes - республике есть, что предложить Сухуму в качестве альтернативы российским проектам открытия авиасообщения. По словам Давида Дарчиашвили, если Абхазия проявит интерес к стратегии, которая подразумевает «вовлечение путем сотрудничества», возможно нахождение каких-то вариантов и по развитию коммуникаций. «Стратегия - это общее направление политики. А к концу лета должен быть разработан подробный план», - сообщил депутат.
Рассматривать грузинскую стратегию власти Абхазии, впрочем, не намерены. Отметив, что документ предусматривает «участие путем сотрудничества», «мирные методы урегулирования конфликта», «привлечение средств инвесторов», Сергей Багапш еще в феврале подчеркнул, что расценивает действия Тбилиси как «мягкий подкуп населения Гальского района». Что ж, пока Бабушера готовится к открытию, грузинские стратеги ломают голову над новыми идеями.