Мужчина и женщина

Стратегический проект Абхазии

GeorgiaTimes побеседовала с заместителем министра экономики Республики Абхазия Ираклием Черкезия, экспертом нефтегазового сектора Вячеславом Буньковым и представителем пресс-службы компании "Роснефть" Николаем Мануиловым.

"Планов громадьё!" - заявил глава российской компании "Роснефть" Сергей Богданчиков министру экономики Абхазии Кристине Озган при подписании документа. В этих планах фигурировало создание двух предприятий: одного по разведке и разработке морских нефтегазовых месторождений, второго - совместного с госкомпанией "Абхазтоп" - по строительству и эксплуатации автозаправочных комплексов на территории Абхазии. И еще один малюсенький проект, чтобы задобрить Экологическую службу республики - "Роснефть" собственными средствами и усилиями будет вести экологический мониторинг. А это значит, что всю подноготную морской биоты передадут в полное владение абхазских экологов. Это позволит последним влиться в общемировой процесс по обмену ценной экологической информацией. Причем, не затратив на это ни пенса. Срок всеобщей радости - пять лет с пролонгацией. Итак, конфета представляется слишком сладкой?

Всего лишь на первый взгляд, и только для республики Абхазия. Республика находится в весьма непростом политическом положении, и присутствие россиян воспринимается абхазским правительством как очень большой положительный прецедент. Более того, при создании совместного предприятия, Абхазия получила 49% акций, и такой актив является хорошим подспорьем. К тому же, все риски, связанные с присутствием и деятельностью нефтяной компании на территории страны, берет на себя российская сторона, обеспечив инфраструктуру и рабочие места для населения, которое будет задействовано в этом проекте.

Но некоторые абхазские обыватели обеспокоены не самим фактом присутствия российской компании, а последствиями ее деятельности. Если приедет "Большой брат" с нефтяной вышкой, бурильными установками и модерновыми автозаправочными станциями, то некому станет продавать вкуснейшие мандарины и хурму - отток туристов при таком соседстве неизбежен. В России тоже недоумевали - зачем нам вообще нужна Абхазия со своим шельфом?

Лично каждому россиянину, может, и не нужна, но для российской власти и бизнес-структур - это важный политический и стратегически верный шаг. Абхазия дала единственному бенефициару проекта карт-бланш, и, несомненно, он воспользуется этим с максимальной для себя выгодой.

Только об этой выгоде в "Роснефти" теперь говорят осторожно. Цифры в 10 миллиардов рублей инвестиций и 14% прогнозируемого успеха геологоразведки сыпались из Богданчикова, как из рога изобилия, но сейчас, избегая конкретики, компания называет себя прагматиком и предлагает дождаться видимых результатов. Еще бы, большая часть нефтяных запасов залегает на расстоянии 10 километров от береговой линии, а лицензия предусматривает бурение одной скважины. И велика вероятность того, что эта скважина окажется сухой:

- Насколько я знаю, глубокая геологоразведка на территории Абхазии, включая прочие виды изысканий, еще не началась. Поэтому в настоящий момент определить общую стоимость работ не представляется возможным. Что же касается рисков, то любая компания, идущая на геологоразведку в том или ином регионе, несет риск. Могу сказать, что для нефтяной и газовой отрасли прогнозируемый процент успеха в размере тридцати считается очень хорошим, - прокомментировал ситуацию Николай Мануилов.

Получается, задача у российского концерна вырисовывается уже не столь экономическая, сколько стратегическая. Вячеслав Буньков не видит особой привлекательности в абхазском регионе и склонен оценивать разработку Гудаутского месторождения углеводородного сырья, как один из многих проектов "Роснефти".

- Я не думаю, что проект получит большие инвестиции, по сравнению с освоением той же Восточной Сибири, где прогнозируемые ресурсы гораздо выше. Но, безусловно, это выгоднее скорее для Абхазии, где для освоения будут привлекать местное население. Да, часть прибыли и налогов уйдет в региональный бюджет, однако и арендатор недр тоже будет иметь свою прибыль. Так, теоретически "Роснефть" может создать прецедент для допуска других иностранных инвесторов в регион.

Кстати сказать, сама того не ведая и обладая столь привлекательным потенциалом в виде денежных средств, "Роснефть" может повлиять и на законодательство страны. Ради большого дела правительство готово если не на изменение закона, то уж точно - на внесение в него поправок. Все дело в том, что акватория, которая подпадает под лицензионное соглашение, имеет площадь 3856 кв.км. Она начинается в районе села Приморского, заканчивается в районе Пицундского мыса, простираясь почти на 40-70 километров от берега моря. И эта экономическая зона нашла свое отражение в подписанном документе. Однако, законодательство Абхазии определяет свои права только в 12 километрах шельфовой зоны, потому что понятия экономической зоны в абхазском законе попросту нет. Но правительство республики не унывает - будет необходимость, "Роснефть" пропашет весь регион:

- "Роснефть" планирует во всех районах республики организовать топливо-заправочный комплекс, в котором будет присутствовать весь необходимый сопутствующий сервис. Это, естественно, будет способствовать товарообороту. Поэтому проект в любом виде очень интересен для нас. И, конечно, мы готовы идти на уступки. Этот вопрос будет решать парламент, и если какие-то поправки будут внесены в закон, то он будет подписан и президентом Сергеем Багапшем. Я думаю, что никаких препятствий быть не должно. И, конечно, мы открыты для диалога и дальнейшего сотрудничества с другими иностранными инвесторами. Другое дело, что многих пугает политическая обстановка и отсутствие признания со стороны большинства стран. Но то, что "Роснефть" здесь - это показательный пример, - заявил Ираклий Черкезия.

Сойдемся на том, что даже если на разрабатываемом шельфе не найдут ни капли нефти, этот инвестиционный проект нужен - он может послужить толчком к самостоятельному экономическому развитию Абхазии.