GeorgiaTimes выясняла у двух экспертов - кандидата исторических наук, доцента МГИМО (У) МИД России Игоря Михайлова и одного из лидеров грузинской оппозиционной "Консервативной партии" Кахи Кукава.
Идея поссориться с Россией, припомнив ей советские обиды, банальна до неприличия. Между СССР и Россией в подобных случаях ставится знак тождества. В этот раз Грузия переняла эстафету от дружественной ей Молдовы, где месяцем раньше и.о.президента Михай Гимпу подписал указ - считать 28 июня Днем советской оккупации. Проект его решения, напомним, был опротестован в Конституционном суде и потому провалился.
В Грузии же президент остался как бы в стороне от всего происходящего. А свою скромную лепту в ход мировой истории внес человек с именем незаметного гоголевского героя - председатель комитета парламента по международным связям Акакий Минашвили. Именно он поставил на повестку дня грузинского парламента вопрос о том, чтобы официально отмечать два дня - оккупации и памяти жертв тоталитарного режима.
"День оккупации" предлагается отмечать 25 февраля. Есть ли основания отмечать этот день как день советской оккупации?
Каха Кукава: Дата 25 февраля значима, люди ее знают. Однако, у нас была не только советская оккупация, но и римская, византийская, монгольская, арабская, и жертвы при них тоже были. Но у нас нет музеев римской оккупации, и дней памяти тоже нет.
Игорь Михайлов: Действительно, 25 февраля 1921 года Красная армия вторглась в Грузинскую республику с меньшевистским правительством Ноя Жордании. Можно даже сказать, что грузины в то время приобщались к европейской цивилизации, а большевики превратили грузин в рабов. Но, собственно говоря, порабощены большевиками были народы всех советских республик, и здесь Грузия разделила судьбу, в том числе, и русского народа.
В постановлении упоминается, что Россия как правопреемница СССР после его распада не предприняла никаких шагов по исправлению последствий советской оккупации. Более того, оккупация явно увязывается с потерей Южной Осетии и Абхазии. Есть ли в этом логика и если да, то какая?
Каха Кукава: Грузинское руководство, прежде всего, винит СССР и Россию в потере Абхазии и Южной Осетии. СССР -потому что именно при его распаде там начались беспорядки, а Россию - так как она поддержала их независимость в 2008 году. Законопроект не что иное, как попытка переварить этот проигрыш. Общественное мнение не поддерживает эту позицию, потому как считает, что Саакашвили сам проиграл войну с Россией.
Игорь Михайлов: Логики в подобных обвинениях нет. Что касается Абхазии и Южной Осетии, нетрудно вспомнить, что они были переданы в состав Грузии в советские годы. Ленин попросту превратил абхазов, точно так же как и осетин, в автономию Грузии, не спросив даже их согласия. При отделении Абхазии и Южной Осетии их главным историческим аргументом было то, что грузиноподданными их сделали большевики, а по доброй воле они вступали именно в состав Российской империи.
Грузины же явно передергивают историю: клянут большевиков за оккупацию, но передачу этих территорий считают правильным шагом.
Дату 23 августа грузины позаимствовали из международного календаря. В этот день в 1939 году был подписан пакт Молотова-Риббентропа, именно поэтому ОБСЕ и провозгласил его впоследствии общеевропейским днем памяти жертв сталинизма и нацизма. Знают ли грузины об этой дате?
Каха Кукава: Эту дату грузины не знают.
Игорь Михайлов: Жертвы советской власти в Грузии, конечно, существовали, равно как и в любой другой советской республике, и жертвы немалые. С другой стороны, приурочивать это к пакту Молотова-Риббентропа довольно нелепо. В результате этого пакта Грузия, в отличие от стран Прибалтики, не пострадала. Заимствование даты из календаря ОБСЕ - очередная попытка "присосаться" к Европе, к чему постоянно и стремится Саакашвили.
Кроме того, обвинять Россию как правопреемницу СССР в советских кровавых злодеяниях, будет разве что полностью исторически неграмотный человек - ведь РСФСР среди советских республик понесла больше всего жертв.
Чем же обернется принятие закона для грузинского общества, как скажется на дальнейших взаимоотношениях с Россией?
Каха Кукава: С этим постановлением у Грузии только появятся новые трудности в диалоге с Россией, а что касается чести и памяти наших погибших, многое здесь не изменится. Насущных проблем Грузии это постановление, разумеется, не решит. Такому государству, как Грузия, надо думать о том, чтобы выйти из того тупика, в котором он находится, а не учреждать дни, фестивали и музеи оккупации.
Игорь Михайлов: Думаю, история все расставит по своим местам, и национализм, с помощью которого Грузия пытается решить все свои проблемы, схлынет с уходом с поста Саакашвили. Даты забудутся, а народ вспомнит, что мы жили в дружбе и мире, и конкретно русские никого не притесняли. Так уже почти произошло на Украине с приходом Януковича к власти.
Что ж, можно только поздравить грузинские власти, надеющиеся с помощью жертв общего прошлого, сомнительно прикрыть свои собственные современные грехи. Ведь притянутые за уши траурные даты долго не уживаются, а законодателям потом лишний труд - заново календарь переписывать.