На встрече с Уго Чавесом, посвященной углублению двустороннего сотрудничества, президенты обеих частично признанных стран наперебой хвалили команданте Венесуэлы, изъяснялись ему в вечной любви и истинной благодарности, которые только могут испытывать народы, добившиеся фактической независимости.
"Для наших народов, особенно для Абхазии - исторический день. Потому что мы находимся в государстве, которое одно из первых поддержало Российскую Федерацию, чтобы признать Абхазию и Южную Осетию. Пройдут годы, но в истории наших народов останется тот серьезный шаг, который сделала Венесуэла. И мы всегда останемся благодарными за то, что для нас было сделано", - заверил Сергей Багапш.
Перед поездкой обоих президентов в Венесуэлу, многие эксперты говорили исключительно о политическом шаге республик. Мол, они в пику Тбилиси, считающего и Южную Осетию, и Абхазию всего лишь сепаратистскими регионами Грузии, делают этот шаг, чтобы демонстративно показать Саакашвили, что он им не хозяин. Однако, слова были подкреплены делом, а точнее - государственными документами.
В частности, было подписано соглашение о дипломатических отношениях, которые будут базироваться на основных нормах международного права, а также меморандум об установлении механизма политических консультаций для обмена мнениями по вопросу мировых проблем. И самым важным документом оказалось генеральное соглашение о сотрудничестве в финансовой, экономической, транспортной, энергетической, туристической, торговой сферах. Причем, венесуэльская сторона подчеркивала, каких важных партнеров приобретает Каракас в лице Абхазии и Южной Осетии.
- Насколько это будет мощное сотрудничество, о чем предполагают в Сухуме, говорить еще рано. Я думаю, что важен сам факт этого визита, и он демонстрирует лишь то, международная политика Абхазии наполняется содержанием. Действует внешнеполитическое ведомство, при поддержке России, роль которой достаточно высока, и Абхазия демонстрирует тот факт, что она может плыть в международном море как самостоятельный и независимый субъект. Этого бы я не сказал про Южную Осетию. Потому что она не обладает потенциалом независимого субъекта в принципе, так как является небольшим объектом в геополитическом плане и не является экономически независимым государством. Даже перспективы у них такой я не вижу. Такая перспектива есть только у Абхазии. Они находятся вообще в разных весовых категориях. Абхазия обладает мощным экономическим потенциалом, да и в кадровом плане могут быстро реализовать те патенты, которые имеют, - считает эксперт Информационно-исследовательского центра МГУ Александр Караваев.
"Мы придаем большое значение нашему визиту. Он исторический для нас, для нашего народа, и те отношения, которые складываются, они должны способствовать миру, справедливости, как в Латинской Америке, так и на Кавказе. - Заявил на встрече с Уго Чавесом президент Южной Осетии Эдуард Кокойты. - Венесуэла сделала серьезный шаг на укрепление мультиполярного мира, многоцентральности в этом мире. И мы очень рассчитываем, что Латинская Америка с вашим участием станет одним из лидеров, которые будут бороться за справедливость, за народовластие - против той оголтелой, лживой и наглой агрессивной политики, которую хотят навязать нашим народам, нашим странам".
Понятно, что все трое лидеров имели ввиду Соединенные Штаты Америки. Буквально накануне Уго Чавес разорвал дипломатические отношения с Колумбией, обвинив США в подстрекательстве к кризису, возникшему между двумя латиноамериканскими государствами. Зная, какое потрясающее отвращение испытывает лидер Венесуэлы к властям США, немудрено, что он взялся за наращивание торгово-экономического и политического сотрудничества с Абхазией.
Действительно, для Абхазии неважно, признают их на Западе или нет. Аналитики считают, что подавать в Международный суд, по примеру Косово, республика не станет: эта процедура весьма затратная не только с экономической стороны, но и во времени она тянется очень долго. Укрепляя отношения со странами третьего мира, которые, как известно, динамично развиваются, Абхазия делает хорошую ставку. Зачем стучаться в те двери, которые никогда не откроются? В отличие от Грузии, обивающей пороги Евросоюза и НАТО, Абхазия, имея хорошую поддержку со стороны России и Венесуэлы, может пойти в Юго-Восточную Азию и в Латинскую Америку. Ведь для Абхазии важно фактическое признание, и если это признание она получит от лидеров не западных регионов, так тому и быть.
По мнению Александра Караваева, уже сейчас несколько государств, исходя из своих мотивов и аргументов, готовы были бы признать Абхазию, сделать ее своим партнером, вот только ответственность настолько велика, что немногие готовы броситься в этот омут с головой:
- У Абхазии разнообразные лоббистские силы есть - не только Россия, но и Турция, например. В Турции проживает достаточно большая абхазская диаспора, и кроме того, это государство воспринимает частично признанную республику гораздо более лояльно, нежели другие страны Запада или Европы. Турция видит в Абхазии не просто сепаратистский анклав, как об этом толкуют в Тбилиси. Я даже не говорю про связи с Латинской Америкой. Хорошее правильное заявление сделал Уго Чавес (о скором признании Абхазии другими латиноамериканскими государствами - прим. автора), коль так скоро его страна признала Абхазию. Ясно, что для Чавеса отношения с Абхазией являются отметкой о том, что растет влияние Венесуэлы в мире. Почему бы и не использовать этот задел и не сделать Абхазию элементом своей внешней политики? Кто прислушивается к мнению президента Венесуэлы - неважно, это первый шаг. А вот достигнет ли он результата - другой вопрос. Ведь это ответственное решение со стороны других государств, которое повлияет в дальнейшем на расстановку сил и дальнейшие правила игры. Но то, что Чавес готов лоббировать интересы Абхазии в своем регионе - это уже хорошо.
Так что, такая осторожная позиция со стороны мирового сообщества вовсе не означает, что Абхазия и Южная Осетия всегда будут признаны всего лишь 4 странами. Может, и не стоит форсировать события, требуя немедленного признания республик от других игроков этой геополитической игры? Когда наступит нужный час, "пешки" сами станут "ферзями" без всякого вмешательства со стороны феи-волшебницы.