GeorgiaTimes пояснили в администрации президента и в правительстве Южной Осетии.
Когда о помощи России, которая уже почти неделю не может совладать с огненной стихией, говорят такие державы, как Германия или Иран, это звучит, безусловно, весомо. "Однако когда поддержку предлагают маленькие страны, это уже символический акт, заслуживающий уважения", - считает заведующим отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский.
Южная Осетия с самого начала предложила отправить в Россию гуманитарную помощь. Причем, как сообщили в администрации, инициатива исходила не от президента, а от граждан. Однако конкретное содержание помощи уточнялось в течение всего дня.
В администрации президента пояснили, что гуманитарный груз будет направлен из Цхинвала в наиболее пострадавшие от пожаров районы России специализированной колонной грузовых автомобилей. В пресс-службе подтвердили, что почти с самого утра на пункты сбора граждане начали приносить предметы первой необходимости - посуду, матрасы, одеяла.
Инициативу проявили и отдельные общественные организации. Так, например, Организация "Лига женщин Южной Осетии за будущее" предложила принять на отдых в южноосетинских семьях 100 детей из одного из наиболее пострадавших регионов - Нижегородской области.
Однако уже к вечеру конкретные планы осуществления помощи в интервью GeorgiaTimes озвучил Габараев Нугзар Антонович - Государственный советник Президента РЮО по социальным вопросам:
- Решением президента Южной Осетии за организацию и контроль за фактическим осуществлением доставки гуманитарной помощи отвечаю я . Планируется приобрести необходимые предметы быта для погорельцев, необходимо оказать им денежную помощь, а также восстановить маленькую деревеньку - 15-20 домов. В любом случае, окончательно решать мы будем уже на месте. В ближайшие дни я выезжаю в Нижегородскую область, где проведу встречу в штабе по восстановлению, по возвращении изложу потребности в помощи Президенту, и мы приступим к делу.
Помощь будет оказана только одному региону?
- Мы придерживаемся позиции, что лучше оказать одну добротную помощь. Например, если мы восстановим одну деревню в Нижегородской области, пользы от этого будет куда больше, чем если бы мы направили гуманитарные грузы в несколько регионов. Потом мы будем курировать эту деревню, осенью сможем поставить им 2-3 "КАМАЗа" хороших фруктов, чтобы зимой их дети не нуждались, потом их дети смогут отдохнуть у нас. Для нас важно не просто покрасоваться перед телевизором, а оказать реальную поддержку.
На какие средства планируется осуществлять помощь?
- Все будет осуществляться за наш счет: и закупка вещей, и транспортировка. Расходоваться будут исключительно внебюджетные средства: деньги людские, социальные. Россия для нас слишком много сделала, и нам, как самостоятельному государству, пора начать возвращать долги.
При этом мы не собираемся поставлять в Россию бывшие в употреблении вещи, мы все новое закупим, так как едем в цивилизованную Россию. Все будет добротное, красивое, чтобы семьи знали, что к ним относятся по-человечески.
От кого исходила инициатива отправки груза - от граждан или от президента?
- Инициативу озвучил президент. Как гражданин. И наши граждане относятся к трагедии российских семей одинаково, с болью и сопереживанием.
А вот Феликс Станевский все же предполагает: "Вполне возможно, что идея пришла снизу, ведь в подобного рода случаях проявляется нормальная человеческая солидарность. В любом случае, я думаю, эта помощь очень уместна".
Соглашается с ним и грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе:
- Будет очень приятно, если Южная Осетия протянет руку помощи России. В грузинской общественности пока этот факт не нашел большого отражения, но в принципе, он не должен истолковываться иначе, как добрый жест, ведь речь идет о помощи людям, столкнувшимся лицом к лицу с природной катастрофой. На мой взгляд, инициативы Абхазии и Южной Осетии не аналогичны. Помощь Южной Осетии оперативнее, так как она помогает России в критических условиях. С другой стороны, когда отойдут на задний план текущие проблемы, надо будет потушить пожар в душе людей. На это нацелен проект Абхазии. Это более долгосрочный и нелегкий, но, по-своему, не менее жгучий момент, чем помощь в момент возникновения проблемы.
Что же представляет собой инициатива Южной Осетии - политическое решение или солидарность граждан - не имеет решающего значения. В любом случае тот факт, что осетины самостоятельно оказывают конкретную помощь, заслуживает уважения и добавляет стране весомости на международной карте.