"Мтиулури
Быстрые, веселые, беззаботные звуки гудаствири (прим. «georgiatime» - волынки). На берег ручья выходит прекрасная девушка. Кажется, что она парит над водой, медленно кружась и робко, незаметно переступая. Словно вразрез веселым ноткам, она застенчива и немного грустна...
Всегда, когда я танцевала эту партию в мтиульском танце, я думала о далекой родине, о моем Сакартвело, представляла, как возвращаюсь на родную землю. Хотя я уехала из Тбилиси еще в детстве, такое ощущение, что какая-то неведомая сила постоянно звала меня туда. В это лето я сдалась ее власти и поехала в Грузию. От чистого, теплого воздуха у меня закружилась голова. Эмоции захлестнули меня! Как же давно я не была на родине! Грузия преобразилась: отремонтированные фасады зданий, посаженные цветы и деревья, построенные спортивные площадки... Гудаствири весело играл в моем сердце, радуясь моему счастью.
Неожиданно вступают доли (прим. «georgiatimes» - барабаны). Два темпераментных молодых юноши появляются на берегу ручья. Девушка в смятении: они оба ей милы и дороги, каждый по-своему. Начинается бой - бой за деву, облик которой отражается в прохладных водах ручейка.
5 августа: я уже в Москве. 8 августа: по российскому телевидению передали о начале военных действий между Осетией и Грузией. Неужели война? Неужели снова? Звонок из Тбилиси. Дрожащий голос моей испуганной знакомой подтвердил мои самые ужасные опасения. Моих друзей и родственников забирали на войну. Машину моего друга Гелы остановили прямо на дороге в Батуми. «Война начинается, надо родину защищать», - сказали ему. Гела зашёл домой, сообщил родителям и отправился в Цхинвали.
Звуки барабанов становятся чаще. Юноши вытаскивают мечи. Еще более опасен и жесток бой. Бомбы, пули. Мирные жители боятся выйти на улицу. В Цхинвали, Гори и в других городах над домами летают самолеты, на улице стреляют. «Мы не хотим войны. Мы хотим мира. С давних времён русский и грузинский народы жили дружно. Почему теперь отношения должны быть такими?!» - говорят многие.
И вот, доли замедляют свой темп. Девушка бросает белый платок, приостанавливая возможный трагический исход. Она уходит, уходит с одним из юношей. Дева сделала свой выбор, но правильный ли он?
Разве гостеприимный грузинский народ и щедрый русский хотели этой войны? Столетние дружеские отношения не могут в один миг разрушиться. Грузинская культура впитала в себя многое из русской, и наоборот. Сейчас тревожит один вопрос, а надолго ли все это? Когда все вернется на свои места? Когда русские люди будут спокойно отдыхать на батумских берегах Чёрного моря и гулять по ночному Тбилиси, а граждане Грузии смогут без проблем гулять по Красной площади, любуясь красотами Москвы."