Совершенно очевидно, что подобный ход Саакашвили нёс исключительно демонстративный характер. Грузия и остальные страны-участницы СНГ практически не осуществляли крупномасштабных экономических, политических или гуманитарных проектов в рамках этой организации. Лишний же раз повторять о тех напряженных отношениях, которые возникли у Тбилиси с региональным гегемоном - Россией, и вовсе не хочется. Сам факт официального выхода Грузии из СНГ был связан даже не с достаточно номинальным статусом организации - в конце концов, гордится же Тбилиси членством в абсолютно нежизнеспособном ГУАМе и даже пытается реанимировать его деятельность.
Грузия и вступила в СНГ с задержкой, и «выбежала» из него при первом удобном случае. Причем, реальность этого случая грузинская власть приближала сама, весьма инициативно и не без видимого удовольствия. В Тбилиси почему-то считают, что максимальная удаленность от Кремля, автоматически ведет за собой приближение к Западу, и конкретно к США. Однако, если при прежней администрации в Вашингтоне этот принцип ещё и имел какое-то право на существование, то сейчас ситуация изменилась кардинально. Даже приезд в столицу Грузии госсекретаря США Хиллари Клинтон и её заявления о российской «оккупации» Абхазии и Южной Осетии стоит оценивать исключительно внутри контекста американо-грузинских отношений. Ведь уже после визита Клинтон американцы проглотили «горькую пилюлю» в виде заявлений высшего российского военного руководства о размещении в Абхазии комплекса противовоздушной обороны С-300. Сейчас Вашингтону куда важнее отношения с Москвой, в частности российско-американское сотрудничество по Афганистану, чем заигрывания с «розовой демократией» Саакашвили.
Нелогичность выхода Грузии из СНГ подчеркивает и исключительно региональный характер этой организации. Тбилиси все равно придется иметь какие-то отношения и с Москвой, и с Киевом, ставшим куда дальше от грузинской столицы после победы на президентских выборах Виктора Януковича. Да, у Саакашвили сложились весьма теплые отношения с руководством Молдавии, Азербайджана и Белоруссии. Но союзы эти основаны исключительно на негативном отношении к России, что автоматически определяет их, как не только недолговечные, но и бесполезные. Нельзя забывать и об огромных грузинских диаспорах, которые вполне успешно проживают на территории стран СНГ. К примеру, только «российские» грузины вполне могут сравниться с нынешним населением Грузии, как в количественном значении, так и по экономическим показателям.
Как считает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов, выход Грузии из Содружества независимых государств не только не дал ничего ни Тбилиси, ни другим странам-участницам СНГ. «В современных условиях мир интегрируется, это одна из основных тенденций мировой политики. Евросоюз растет, транснациональные организации растут. Процесс развития СНГ должен был вписываться в эту концепцию. В одиночку, тем более не очень большим и небогатым странам выстоять трудно», - сказал он в интервью корреспонденту GeorgiaTimes.
По словам эксперта, «отвратительнейшие последствия войны между Россией и Грузией состоят в том, что мы профукали дедовское наследие». «Веками вырабатывалась взаимная приязнь и расположенность Грузии и России. В России любят грузин, мне кажется и в Грузии к России неплохо относились. Для того, чтобы наработать это наследие вновь, понадобится очень много времени. И за это я в большей степени «благодарен» господину Саакашвили», - добавил Коновалов.
Президент Института стратегических оценок так же подчеркнул, что само Содружество находится сейчас в достаточно шатком положении. «Есть достаточное количество скептиков, которые говорят, что у СНГ не такая уж и долгая жизнь. Однако сейчас, все больше стран бывшего СССР понимают, что связь с Россией - это ценность, которую нужно и можно развивать. Особенно после того, как к ним не очень приветливо отнеслись на Западе. И, если СНГ продолжит свою деятельность, то отсутствие в этой организации будет потерей для Грузии», - считает Александр Коновалов.
Отметим так же, что Грузия, потеряв СНГ, не смогла приобрести за этот год ничего и никого нового. В ЕС и НАТО Грузию если и ждут, то в чрезвычайно далекой перспективе. А если не будет решена проблема Южной Осетии и Абхазии, причем, исключительно дипломатическими средствами, принятие в эти столь желанные для Тбилиси организации и вовсе останется для грузинского руководства несбыточной мечтой. Впрочем, сейчас у режима Саакашвили есть еще одна возможность доказать всему миру свое нежелание не иметь ничего общего с Москвой и покинуть еще одну организацию, в которой Грузия имеет несчастье соседствовать с Россией - ООН.