Мужчина и женщина

Морское сообщение Россия-Абхазия как синдром "морской болезни" для Тбилиси

Об открытии регулярного морского сообщения между российскими и абхазскими портами Россия заявила еще в начале этого месяца, однако тогда Грузия не придала этому значения. Однако, когда в минувший вторник первое пассажирское судно прибыло из Краснодарского края в республику, грузины забили тревогу.

По мнению Тбилиси, возобновлением морского сообщения с "оккупированной" Абхазией Россия доказала, что "она не считается с общепризнанными нормами и принципами международного права".

Кто кого не уважает - грузинское руководство, которое развязало кровавую августовскую войну в 2008 году, или Россия, которая развивает отношения с новыми независимыми государствами - большой вопрос.

Впрочем, ни для кого уже не секрет, что режим Саакашвили страдает манией протестовать и судиться с Москвой при любом удобном случае. Грузинское руководство гордится и тем, что внесло против России аж два межгосударственных иска в Европейский суд по правам человека. Радоваться, правда, мягко говоря, нечему, потому что перегружать инстанцию, заваленную частными жалобами (по количеству которых на душу населения Грузия, кстати, занимает первое место в мире) еще и межгосударственными претензиями, а потом ждать три года их рассмотрения - чести не много. Третий иск Грузии пылится с сентября 2008 года в Международном Суде ООН. Здесь она обвинила Россию, как это ни странно, в нарушении конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Интересно, не связано ли это с тем, что сам Саакашвили по непонятному принципу подразделяет белокожих людей на нормальных и "негров"?

Тбилиси не поленился и в этот раз разослать во всевозможные международные инстанции просьбу предпринять меры для того, чтобы Россия "полностью выполнила взятые на себя международные обязательства и осуществила незамедлительную и полную деоккупацию Абхазии и Цхинвальского региона". Реакции пока не последовало, и маловероятно, что какую-то из стран или международных организаций всерьез взволнует призыв тбилисского руководства.

Морское сообщение между Россией и Абхазией уже налаживалось в 2009 году, однако было закрыто из-за недостатка пассажиров. Сейчас, очевидно, ситуация изменилась. Поток туристов в Абхазию летом очень высок. В разгар курортного сезона через пункт пропуска "Адлер" ежедневно в сторону республики и обратно проходят до 35 тысяч граждан. В связи с этим существует необходимость разгрузить сухопутную границу.

Пассажиров перевозчик надеется привлечь и за счет комфорта и скорости - перевозки будут осуществляться комфортабельными катерами "Ирбис и скоростными катерами "Комета".

Вполне понятно, что Тбилиси не дает спокойно спать ни увеличение потока туристов, ни налаживание связей между странами, а потому он вновь сотрясает воздух обвинениями и проклятиями.

Такого же мнения придерживается и депутат Государственной Думы Российской Федерации, директор Института стран СНГ Константин Затулин:

- Вообще комментариев по каждому факту нормализации жизни в бывших зонах конфликтов можно придумать бесконечное множество. Грузия продолжает делать вид, что Абхазия и Южная Осетия ей принадлежат и к ней когда-нибудь вернутся. Исходя из этого, она под копирку штампует протесты, связанные с обычными действиями, направленными на возвращение нормальной жизни территории, которую Грузия же сделала зоной конфликта.

Мы уже перестали переживать по поводу этих протестов, так как они носят стандартный рутинный характер. Всем также понятно, что попытки воспрепятствовать морскому сообщению Абхазии с Россией или с какой-либо другой страной за пределами возможностей какой-либо международной организации.

Режиму Саакашвили пора успокоиться и понять, что логика "чем хуже для Абхазии, тем лучше для Грузии" уж точно никогда не принесет нормализации отношений между этими странами.

Напомним, только два месяца назад МИД Грузии протестовал по поводу открытия прямого воздушного сообщения между Москвой и Сухумом. Тогда внешнеполитическое ведомство тоже грозилось принять международно-правовые меры "для пресечения нарушения суверенитета страны", однако ни Россия, ни Абхазия на себе эти меры не почувствовали. И вот ведомство снова расходует бумагу, упорно не принимая во внимание, что речь здесь идет лишь о развитии отношений меду странами на основе подписанного после пятидневной войны Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, который представляет собой полноценное международное соглашение, соблюдение которых является одним из важнейших принципов международного права.