Еще недавно главная красавица политической сцены Сакартвело журила местных бизнесменов за то, что они отказываются прислушиваться к умным советам американских специалистов, призывала их всеми силами укреплять с Западом экономическое взаимодействие и в поисках верных партнеров грузинской экономики даже посетила Туманный Альбион. И вот неожиданно для всех она заявила, что стране необходимо усилить работу по направлению стран Азии и ориентироваться на азиатские инвестиции. Более того, она даже обещала представить дипломатам конкретный план по привлечению вожделенных финансовых средств.
Своими соображениями о том, почему так резко поменялись приоритеты министра, с нами поделился грузинский эксперт по экономическим вопросам Сосо Цискаришвили:
- Вообще-то, если вы отслеживали высказывания грузинских руководителей за последнее время, то могли убедиться, что они испытывают некоторые трудности с географией. Нам постоянно говорят о необходимости смотреть то в одну, то в другую сторону, а реалии свидетельствуют совсем о другом. Руководство, по-видимому, не отдает себе отчета в том, что инвестиции азиатского, африканского или арабского происхождения ни в коем случае не являются менее ответственными, чем западные. В то же время, нельзя оставлять без внимания тот факт, что некоторые компании Юга и Востока работают на территории Грузии в качестве иностранных инвесторов, однако в реальности представляют собой параллельные фирмы с сомнительным капиталом. Показателен в этом отношении пример с арабской компанией «Ракиа».
Про «Ракиа» сообщалось, что она располагает 90 процентами акций телекомпании «Имеди», однако впоследствии выяснилось, что реальным акционером является грузинская компания с похожим названием Rakeen. Разумеется, с западными компаниями, которые так дорожат своими брендами, махинации подобного рода невозможны. Однако эксперт ставит под вопрос способности министра привлечь новые инвестиции с какой бы то ни было стороны:
- Я не думаю, что кто-то в Грузии будет против западных инвестиций, просто Запад является более четким партнером в таких вопросах и, кроме того, он уже приобрел печальный опыт инвестирования в экономику Грузии. Вместо рыночных механизмов у нас процветает «бендуномика». Если руководство страны считает, что бизнесменов из других регионов легче ввести в заблуждение и им удастся продемонстрировать райское происхождение грузинской инвестиционной среды, то оно сильно ошибается.
Однако заявление Кобалиа примечательно еще тем, что сделано оно было практически сразу визита президента Украины Виктора Януковича в Пекин, в ходе которого стороны договорились об инвестиционных проектах общей стоимостью в 4 миллиарда долларов. Быть может, руководство Грузии, страдающее манией подражания, решило, что раз уж китайцы согласны инвестировать в Украину, то будут не против поделиться своими финансовыми ресурсами и с Тбилиси?
- Конечно, экономический скачок в Индии, Китае не может быть проигнорирован в Грузии. Однако тот факт, что недавно начались разговоры о продаже магистрального газопровода России, тоже симптоматичен. Высказывания о юге, о востоке не что иное, как первые шаги изучения географической карты мира госпожи Кобалиа, которая так и не успела поучиться толком в университете. Серьезно относиться к заявлениям министра, которого называют не министром экономики и устойчивого развития, а министром устойчивой деградации, не приходится. Власти зазывают иностранный капитал, как могут, однако им ничего не стоит отдать распоряжение о задержании инвесторов, с которыми они буквально накануне прогуливались под ручку, или организовать скандальный публичный арест в ресторане в Батуми. Желание привлечь средства есть, но ментальных изменений, необходимых для этого, в нашей психологии до сих пор не произошло, - считает Цискаридзе.
Впрочем, как уже говорилось ранее, Тбилиси в этом году существенно недосчитался инвестиций, а потому вращение головой по всем азимутам ее руководства уже ни у кого не вызывает удивление.