Праздник дружбы и силы духа, которым должна была стать международная экспедиция альпинистов на крышу мира - величественные Гималаи, обернулась для одного из участников - грузинского парламентария Гии Тортладзе - неожиданным и крайне унизительным конфузом. Китайские власти отказали опытному спортсмену, неоднократно покорявшему высочайшую вершину Земли Джомолунгму, в визе, объяснив это отсутствием у 50-летнего альпиниста дипломатического паспорта.
"Мне отказали в визе, чем нанесли не только моральный, но и материальный ущерб. Я требуют разъяснений от посольства Китая в Грузии, почему меня не впустили в Тибет!" - заявил Гия Тортладзе, возглавляющий в грузинском парламенте фракцию "Сильная Грузия".
Однако, будучи лидером политического движения со столь высокопарным названием, депутат из Тбилиси оказался, видимо, не слишком силен в тонкостях дипломатической конъюнктуры. Ведь Тортладзе намеревался взобраться на гималайский восьмитысячник Чо-Ойю (именно эту вершину высотой 8201 метров планировали покорить участники международной экспедиции) не в качестве спортсмена, а как политик. Лидер "Сильной Грузии" собирался превратить праздник дружбы и спорта в политическую манифестацию, водрузив на один из высочайших пиков Земли, входящий в массив Джомолунгмы, флаг с надписью "Грузия без оккупации".
Говоря сухим дипломатическим языком, парламентарий из Сакартвело стремился совершить на территории Китайской Народной Республики недружественные действия в отношении третьей стороны - Российской Федерации. Позволить такую провокацию означало бы для Пекина оказаться в центре дипломатического скандала. А подобная перспектива вряд ли улыбается руководителям КПК в свете грандиозных российско-китайских планов по совместному освоению природных богатств Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Ведь не далее как вчера, может быть, даже в те самые минуты, когда незадачливый грузинский парламентарий-альпинист, узнав об отказе властей Поднебесной выдать ему визу, делал свои эмоциональные заявления в адрес посольства КНР в Тбилиси, российский вице-премьер Игорь Сечин в китайском Тяньцзине принимал участие в церемонии закладки первого камня будущего нефтеперерабатывающего завода - совместного предприятия "Роснефти" и CNPC, только первоначальные инвестиции в который оцениваются в пять миллиардов долларов. Вряд ли бы высокий гость из Москвы обрадовался, узнав о таком демарше грузинского политика. История китайской цивилизация недаром насчитывает пять тысячелетий, тонкости дипломатического политеса на площади Тяньаньмэнь знают как нигде.
Но Бог с ней, с дипломатией. Господина Тортладзе тоже можно понять. Он прежде всего спортсмен, хоть и возглавляет фракцию грузинского парламента, и, конечно, ему не дают покоя лавры другого выходца из кавказских урочищ - Артура Чилингарова, армянина по национальности. Тот ведь смог установить свой флаг, не простой - титановый, и не абы где, а на Северном полюсе! Да на дне Ледовитого океана вдобавок! Как тут не разгореться спортивному азарту у грузинского альпиниста!.. Но в своем стремлении к новым вершинам Гия Тортладзе забыл уроки истории. А политику эти уроки забывать не следует.
Ведь, казалось бы, делов-то? Воткнуть флажок в заснеженную шапку горного гиганта. Кому он там помешает? Маленький флажок с надписью "Грузия без оккупации". И, вероятно, не помешал бы, не возжелай тбилисский депутат сделать это именно в Гималаях, да еще с китайской стороны, откуда рукой подать до Тибетского нагорья. Будто никогда Гия Тортладзе, представитель грузинского политического истеблишмента, человек, вероятно, образованный, не сталкивался с таким понятием, как "китайская оккупация Тибета".
Видимо, ни сном ни духом не слышал он о вводе Народно-освободительной армии Китая в Тибет в 1959 году и тайном побеге Далай-ламы, духовного лидера тибетцев, из Лхасы годом позже. Будто и не было масштабных волнений в Тибете в марте 2008 года, за пять месяцев до Пекинской олимпиады и пресловутой операции "по принуждению к миру", волнений, в которых погибло, по разным оценкам, от 17 до 80 человек. И вот депутат грузинского парламента, лидер фракции "Сильная Грузия" Гия Тортладзе явился на китайский склон Гималаев воткнуть маленький флажок с надписью. А его не пустили!
Если вполне допустимо простить заслуженному спортсмену незнание тонкостей дипломатического протокола и понять его стремление посостязаться в политическом пиаре с более удачливым оппонентом, то извинить геополитическую близорукость депутату парламента, видимо, не так просто. Во всяком случае, руководители Поднебесной, наследники пяти тысяч лет непрерывной дипломатической традиции рассудили, что такого гостя принимать не стоит. А господин Тортладзе, достойный представитель нынешнего политического истеблишмента Грузии, может ждать разъяснений китайского посла хоть до Второго пришествия.