Констатируя сложную ситуацию в этом районе, госкомитет отмечает, в первую очередь, негативную реакцию его населения на бессистемное распределение гуманитарной помощи. И дополняет, что это упущение властей широко используется грузинской стороной в пропагандистских целях.
«Для дестабилизации обстановки Грузия, помимо информационной войны, активно использует диверсионно-террористические методы, - говорится в сообщении госкомитета. - Обстрелы, покушения на представителей администрации, запугивание населения - все это периодически осуществляется грузинскими спецслужбами на территории района. Власти Южной Осетии предпринимают все возможные меры для нормализации обеспечения населения всем необходимым, однако опасаются, что временные трудности будут использованы грузинской стороной для наращивания провокаций».
Нельзя сказать, что эти опасения преувеличены. Ахалгори постоянно упоминается властями Грузии и их союзниками как пример невыполнения Россией плана Медведева - Саркози. Один из грузинских политологов назвал этот район «дамокловым мечом, висящим над Тбилиси». Главным образом потому, что сам городок находится в 50 километрах от столицы Грузии. Не мудрено, что ее руководство не может чувствовать себя спокойно, пока там стоят российские войска.
Но списывать все на происки грузинских диверсантов и провокаторов тоже не стоит. Основным источником возможных неприятностей остается экономическое положение в районе.
Напомним, Ахалгорский район находится в восточной части Южной Осетии. Но подавляющие большинство населения в нем составляют грузины. До августовского конфликта он находился под контролем прогрузинской «временной администрации Южной Осетии». Затем перешел под управление республиканских властей. Вот тут и начались проблемы. В первую очередь, социально-экономического характера.
Нормальной дороги из Цхинвала в Ахалгори нет. Район до сих пор полностью снабжается из Грузии. До настоящего времени власти ЮО даже не смогли наладить там выплату пенсий, социальных пособий и заработной платы бюджетникам. Все это тоже по-прежнему висит на Тбилиси. Не мудрено, что он пытается этим воспользоваться.
Власти в Цхинвале сами подлили масла в огонь, сообщив о возможном введении визового режима с Грузией. Многие жители района в ней работают или учатся. И вполне обоснованно боятся, что с закрытием границы окажутся отрезанными от всего. К тому же основными источниками рабочих мест в Ахалгори являлся пивоваренный завод «Lomisi». С августа он стоит, что побуждает жителей искать работу за пределами Южной Осетии.
Пожалуй, не будь в Ахалгори частей 693-й мотострелковой бригады, район бы уже давно взорвался. Но военный комендант Южной Осетии полковник Тарасов ухитрился немного притушить тлеющий конфликт. Он прямо заявил, что имеющихся в Ахалгори сил с лихвой хватит для «адекватного ответа» в случае малейшей провокации против независимости Южной Осетии или российских войск. Во-вторых, снял с границы большинство осетинских постов, значительно упростив связь местного населения с Грузией.
В беседе с журналистами он как-то признался, что не желает, чтобы цветущий сельскохозяйственный район превращался в пустыню только из-за нерасторопности чиновников в Цхинвале. Правда, констатируя, что ситуация в районе далека от идеальной, госкомитет печати и информации Южной Осетии нашел и обнадеживающие слова.
По его заявлению, дорога, связывающая Цхинвал с Ахалгори, будет достроена к новому году. К тому же сроку планируется запустить рейсовое автобусное сообщение между городами. Это поможет, наконец, подключить район к республиканскому бюджету ЮО и российским экономическим дотациям. Если это удастся сделать достаточно быстро, взрывоопасная ситуация сама сойдет на нет.
Сергей Чайкин