В первенстве за обогащение государственной грузинской казны Турции уступили Азербайджан и Украина. А все страны Европейского союза скопом и вовсе положили в ее копилку мелочь - около 1 миллиарда долларов. Однако эти общие усилия оказались тщетными - отрицательное сальдо торгового баланса Грузии увеличилось на 4 процента, составляя на данный момент 2 миллиарда 098 миллионов долларов. Все это неслучайно - импорт и экспорт кавказской республики никак не могут слиться в едином экстазе.
Тем не менее, грузино-турецкие взаимоотношения не всегда были такими безоблачными, как на бумаге. Да, Турция первой признала независимость советских республик и попыталась включить некоторые из них в мировую экономическую систему. Но в контексте пертурбаций с Южной Осетией некоторая напряженность часто давала о себе знать. Так, в 2009 году правительство Михаила Саакашвили пригрозило санкциями в отношении тех турецких компаний, которые ведут свой бизнес в еще одной "сепаратистской" республике - Абхазии. В частности, предупреждение получил турецкий филиал итальянской компании Benetton.
Обострение же грузинской ревности повлекло за собой задержание в нейтральных водах сакартвельскими пограничниками турецких кораблей - судна Denfa Demet и сухогрузов PUR NAVOLOK и New Star. Вдобавок ко всему, в апреле сего года глава департамента по Южному Кавказу МИД Турции Нурдан Байрактар Гольдер заявила, что ее страна будет продолжать развитие экономических отношений с Сухумом в тех рамках, которые предполагает стратегия Евросоюза. Речь уже идет об установлении прямых торговых связей, хотя ранее оба государства действовали через турецкого посла в Грузии.
К слову, о самой Сакартвело. Судя по всему, грузинские власти запамятовали, что для Турции их государство представляет собой интерес исключительно в виде транзитной территории для каспийской нефти. Сама же Грузия ждет от турецкой республики помощи в улучшении экономической ситуации, интеграции в североатлантические структуры, а главное - рассматривает ее как баланс во влиянии на Российскую Федерацию. Судя по всему, Грузия желает стать таким же хорошим другом Турции, как Азербайджан, да только не хватает ей для этого ни культурных, ни национальных связей.
Для того, чтобы стать полноценным турецким партнером, грузинскому правительству необходимо предложить нечто эксклюзивное, но пока их взаимоотношения похожи на "помощь голодающим", где в роли хлебосольного хозяина выступает отнюдь не Мишико. Торговый оборот Грузии с Турцией за восемь месяцев текущего года составил 677 миллионов 624 тысяч 300 долларов, из которых лишь 150 миллионов 477 тысяч 400 долларов приходятся на экспорт, остальные - на импорт. В частности, за указанный период было импортировано 233700 тонн лечебных средств на сумму 24 миллиона 115 тысяч 600 долларов.
В основном же, Турция поставляет Грузии продовольственные товары и строительные материалы, активна на грузинском рынке строительства, участвует в создании банковского сектора, страховых, торговых, транспортных и туристических фирм. Чем отвечает Сакартвело? По неизменному сценарию - ломом черных металлов и ферросплавами.
В оправдание своего "спиногрызия" у грузинских властей есть свой ответ. Оказывается, согласно докладу Fraser Institute об экономической свободе в мире, кавказская республика находится на двадцать третьем месте из ста сорока одной. Индекс представляет экономическую свободу по пяти основным сферам: затраты, налоги и предприятия, правовая структура и защита права собственности, доступность твердой валюты, свобода международной торговли, регулирование кредитов, труда и бизнеса. По этим показателям Грузия опередила Германию, Литву, Болгарию, Испанию, Бельгию, Армению, Латвию, Грецию, Италию, но самое главное - Российскую Федерацию! Можно только представить, в какой неистовый пляс пустилась главная грузинская "экономка", узнав, что ей удалось обойти ни много, ни мало - главных европейских "пиявок"!
Однако, этот экономический термин, как и в случае философского определения свободы в принципе, весьма неоднозначен. Существует множество трактовок, которые исключают принятие универсальной концепции. Значит, если опираться на экономику благосостояния, то грузинское население будет явно несогласно с тем, что выставляют на всеобщее обозрение политики. И данный рейтинг весьма сомнителен, хотя бы потому, что в нем благополучная Германия соседствует с техническими банкротами.
"Грузия никак не может стать партнером Анкары, потому что Турция - большая страна, у которой много торговых возможностей, поэтому у нее партнерами могут быть только ведущие страны. С нашим государством же может быть только растущая динамика торговли. Что касается экономической свободы, то есть своеобразные параметры, по которым считается индекс. И в стране, действительно, произошли определенные изменения, реформы, и во многом Грузия могла бы улучшить эти показатели. Но до какой степени этот индекс объективно отражает все состояние экономики, ее перспективы и учитывает все нюансы экономического состояния страны - это другой вопрос. Все эти индексы имеют ограничения. По этому месту в рейтинге, конечно, не следует заключить того, что Грузия экономически сильнее той же Италии или Германии, которых она обошла по этому индексу", - объясняет Арчил Гегешидзе, политолог и член Грузинского фонда стратегических и международных исследований.
Кстати говоря, о растущей динамике. Грузинский премьер-министр, Ника Гилаури, 29 сентября отправится в гости к Реджепу Эрдогану - укреплять связи. Укрепите там все на славу, г-н премьер. Когда у Анкары лечебные средства закончатся, можно будет импортировать симиды - турецкие бублики.