Помните, как после войны в Южной Осетии Вахтанг Кикабидзе записал грустную песню «Вы меня не предали, разочаровали»? Интеллигенция и артистическая богема России не должны были молчать, когда русские и грузины убивали друг друга, считает он.
Может быть, Буба и прав. Но когда «Грады» Саакашвили целились на Цхинвал, отсиживаться не имели права не только русские, но и грузинские артисты.
Многие деятели культуры в Грузии были также далеки от политики, как и российские. И, мне кажется, они совершенно правы, ибо культура, зависимая от сиюминутного ангажемента, умирает вместе со своими заказчиками.
В истории остаются лучшие. Остаются те, кто отстаивает всеобщие человеческие ценности, а не местечковый национализм, или шовинизм, или что-нибудь в этом роде. Именно такие артисты, способные подняться над политико-бытовой руганью, трогают души зрителей по обе стороны границ. И Кикабидзе из «Мимино» наверняка переживет автора конъюнктурной песни.
В Россию первое время после войны грузинские артисты ездить опасались. И неспроста. Первые же выступления золотых голосов - Пааты Бурчуладзе и Нани Брегвадзе в Москве повлекли за собой волну гневных окриков с родины, как раз от тех людей, которые ничего не смыслят в духовных ценностях, но очень хотят пропиариться за счет критики великих людей. «Я бы в нее (Брегвадзе) тухлое яйцо кинула. Павлиашвили и Канделаки уже и не грузины, а Нани просто продалась... с какой совестью она сидела за одним столом с убийцей Путиным?», - вот типичные комментарии, которые отпускали по поводу российских турне грузинские русофобы.
Некоторым звездочкам, загоревшимся когда-то в России и вернувшимся на Родину, дорога сюда показалась неполиткорректной. Так балерина Нино Ананишвили, повстречавшая свою судьбу, Григола Вашадзе на московских улочках, оказалась зажата в рамках супружеского долга. Не может ведь жена министра иностранных дел Грузии гастролировать в России, когда ее муж денно и нощно строчит ноты протеста в Москву.
Впрочем, за Нино отдуваться в России остался Николай Цискаридзе, которого теперь знают не только как артиста Большого театра, но и как бессменного участника танцевальных телешоу.
В общем-то рассказать хотелось не об Ананиашвили, которая приняла веру Саакашвили, а о смельчаках, принимающих приглашения на российские концерты.
Через три дня в Рязани ждут - не дождутся Нино Катамадзе. «Уже сейчас можно утверждать, что ее концерт станет одним из самых важных событий культурной жизни города, - обещает местная культурная хроника. - Певица популярна даже по другую сторону океана, а билеты на ее концерты раскупаются с невероятной скоростью».
Вообще-то, Нино с мая этого года стала жительницей Украины, переехав туда с мужем и ребенком. Возможно, ее решению как-то способствовали нападки в прессе. Однако по большому счету всю эту словесную шелуху она не принимает всерьез. «Музыка - это граница между добром и любовью. А путь к музыке, это мир в душе. Идти по этой дороге значит чувствовать и ощущать совершенство природы. А звучание природы это и есть начало музыки. Жить с музыкой значит любить всех. Весь наш мир», - отвечает она на политизированные вопросы журналистов.
В Рязани Катамадзе будет петь хиты из своей новой гастрольной программы в поддержку готовящегося к изданию альбома «Red» и старые композиции. Благодаря импровизациям, ни один концерт Нино и группы «Insight», с которой она поет с 2000-го года, не повторяется в точности.
«Песни этой исполнительницы нужно не понимать, а принимать, причём в больших дозах, как профилактику от одиночества, панацеи от стрессов, микстуры от агрессии и инъекций от скептицизма», - пишут ее поклонники в Рунете.
Тем временем Москву заполонили афиши шоу «Легенды Грузии». В прошлом году это чудесное хореографическое зрелище уже было показано на московских и питерских сценах и имело большой успех. Отчасти он обеспечен работой двух иностранных продюсеров - американца Джима Лоу и француза Паскаля Жордана. Именно они еще в 99-м году сплели сюжетную ленту из сотен национальных легенд и танцев Сакартвело и с помощью местных деятелей шоу-бизнеса собрали самых одаренных артистов по все стране.
«В нашем шоу много хореографии и балета, и есть кое-что от фехтования, - объясняет грузинской продюсер Александр Начкебия. - Участники нашего представления должны уметь очень многое. Поэтому мы долго ездили по Грузии и подбирали артистов.
Нам нужны были не просто танцоры и певцы, а харизматичные и талантливые люди».
Грузинское многоголосье и воинственные танцы впечатляют, даже когда их исполняют дилетанты на свадьбе. Здесь же - истории из жизни царицы Тамары или Давида-Строителя, легенды о великих битвах и страшных потерях - показывают лучшие из лучших носителей грузинской самобытной культуры.
Немного современной аранжировки - и чудесный алмаз засверкал по-новому. Как неизменно отмечается в рекламных проспектах, шоу «Легенды Грузии» было с восторгом принято в США и Европе. С 2002 по 2007 год оно побывало в более чем 50 странах.
В России ансамбль выступал уже неоднократно. На этот раз в Крокус Сити Холле он покажет обновленный вариант шоу под названием 'SAMAIA'. Это слово означает один из видов грузинского женского танца. Как обещают продюсеры, зрителям покажут необычное световое решение, новое звучание и костюмы, созданные грузинским кутюрье Бакуром Бакурадзе.
Но до 12-го ноября, когда состоится представление «Легенд Грузии» еще далеко, а вот 12 октября в очередной раз порадует своих московских почитателей Нани Брегвадзе. Она выступит в киноклубе «Эльдар» с концертной программой «Голос сердца».
Недостатка в зрителях у грузинских артистов в России никогда не было и, наверное, не будет. И дело вовсе не в том, что российское правительство взяло на вооружение культурные связи для преодоления политического кризиса, как пишут некоторые тбилисские журналисты. Просто российский зритель умеет быть благодарным тем, кто дарит настоящее искусство, волнует душу и наполняет жизнь внутренним смыслом.