Напомним, что честь первой сообщить благую весть жителям Северной Осетии, Адыгеи, Дагестана и других северокавказских республик выпала заместителю министра иностранных дел Грузии Нино Каландадзе. Она рассказала о том, что глава грузинского государства Михаил Саакашвили подготовил распоряжение, предоставляющее право безвизового посещения Сакартвело для населения Северного Кавказа. Чуть позже пресс-секретарь грузинского президента Манана Манджгаладзе отметила, что подобное предложение официального Тбилиси вписывается в новую стратегию Михаила Николозовича по созданию "единого кавказского пространства". Точно такими же "одобрямсами" отметилось и множество проправительственно настроенных политиков Грузии.
Россия же восприняла очередные фантазии Саакашвили с явным недоумением. Мало того, что Грузия ведет себя словно деревенский забулдыга, ранее откровенно достававший скандалами и пьянками всех своих соседей, а теперь приглашающий их детей погостить на денек-другой. Так ведь и дипломатические предложения предусматривают под собой участие, как минимум, двух сторон.
Впрочем, вполне возможно, что грузинская инициатива вызвана и куда менее благовидными предлогами. Очевидно, что без России экономика Сакартвело катится в тартарары со скоростью, близкой к сверхсветовой. И дело даже не в не тех экспериментах финансовой сферы, которым страна подверглась под руководством Саакашвили и его министра экономики и стриптиза Веры Кобалия. Как и любой недоношенный младенец, неспособный обходиться без материнской пуповины, Грузия ошарашено пытается выжить в этом жестоком мире. Сейчас-то власти страны и пытаются привлечь к себе внимание бизнес-сообщества Северного Кавказа, имеющего инвестиционные планы относительно Грузии.
Не стоит забывать и о том, что, с другой стороны, Тбилиси не особо скрывает агрессивность своей политики на всем Кавказе. Провал вторжения в Южную Осетию весьма серьезно повлиял на поведение Грузии в регионе - теперь откровенно милитаристские призывы соседствуют с куда более мирными высказываниями. Тем не менее, о силовых вариантах укрепления своего влияния Саакашвили не забывает. Примером тому могут служить многочисленные провокации на границах Абхазии и Южной Осетии - обстрелы блокпостов, похищения людей и т.д. Да и в терактах на Кавказе многие видят отчетливый "грузинский след". Не зря российские военные неоднократно заявляли о том, что Тбилиси откровенно способствует возникновению в регионе лагерей по подготовке террористов. А при отсутствии визового режима обеспечивать проникновение и "отход" диверсионных групп и их координаторов будет куда проще.
В свою очередь, известный российский эксперт, генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что предложения грузинского руководства предназначены исключительно для "внутреннего пользования". "Саакашвили больше ориентируется на свою внутреннюю публику. Он хочет консолидировать вокруг себя тот электорат, который от антироссийской политики властей страны. Президент Грузии, понимая, что население его страны относится к русским великолепно, демонстрирует некую добрую волю, показывает якобы имеющийся настрой на сближение с Москвой", - сказал Хомяков в интервью корреспонденту GeorgiaTimes.
При этом эксперт не исключает, что инициатива грузинского руководства косвенно может говорить об изменении во внешней политике страны. "Начинается некая ревизия политики, которое грузинское руководство проводило относительно России. Об этом прямо никто говорить не будет, мотивация предлагается совсем иная - о многочисленных родственных связях, бизнес-интересах и т.д.", - подчеркнул Хомяков, добавив, что северокавказская общественность может отнестись к почину Тбилиси весьма благожелательно.
Валерий Хомяков также находит понятным удивление российских дипломатов, заявляющих о недопустимости одностороннего подхода к вопросу отмены виз. "В целом, это достаточно позитивная инициатива. Однако если это будет осуществлено в одностороннем порядке, без консультаций с МИДом РФ, то нельзя будет говорить, что наступает нормализация отношений между Россией и Грузией".
Эксперт обратил внимание и на сложности миграционного характера, возникающие в случае отмены виз, даже при обоюдном согласии сторон. " У России здесь ситуация гораздо сложнее. К каждому грузину не представишь же по сотруднику миграционной службы. Тем не менее, если эти подвижки по вопросу безвизового режима и состоятся, то это произойдет только в случае ухода Саакашвили с поста президента Грузии. Тогда будет всё значительно проще", - заявил генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.