Мужчина и женщина

Сомнительное сияние Олега Басилашвили

GeorgiaTimes, что считает свой орден символом сближения двух стран.

Глядя на грузинские кампании травли Нани Брегвадзе или Тамары Гвердцители, очень хотелось бы верить, что в России ценители искусства до этого не дойдут. Что талант артиста Олега Басилашвили не будет рассматриваться под углом политики.

Ведь даже хорошая политика - это искусство, а искусство - это многогранность смыслов, исключающая однозначные трактовки. В советской истории уже был горький опыт деления деятелей культуры не по признаку «талантливый - посредственный», а по признаку «полезный - вредный» для системы, которая строилась на черно-белом восприятии мира. Стихи Марины Цветаевой оказались вредными не из-за политики, а потому, что их нельзя было вписать в черно-белую схему. «Доктора Живаго» не решались опубликовать в Союзе, потому что не смогли классифицировать главного героя: враг он или друг? А раз человек неоднозначен, то скорее все-таки враг. И автор, соответственно, тоже.

В Грузии, безмерно гордой тем, что изжила «совок», на самом деле точно так же гнобят художников, поэтов, музыкантов, если они не вписываются в четкую схему Михаила Саакашвили «враги - друзья». Те, кто выступают в России, особенно в Кремле, да еще (не дай бог) оправдывают действия российской армии по защите осетин, - они предатели, независимо от таланта и признания. А если известные деятели культуры демонстративно, как Нино Ананиашвили или Вахтанг Кикабидзе, поворачиваются задом к России - то это настоящие патриоты своей страны.

Сегодня и Рунет полнится репликами «Мерзляев есть Мерзляев». Пишут: недаром Эльдар Рязанов отдавал актеру роли отрицательных героев. И нельзя не согласиться с тем, что в образе Олега Валериановича есть нечто заносчиво-гордое, на генном уровне закрепленное вместе с окончанием фамилии. Но оно, как всегда у одаренных людей, не только отталкивает, а еще и притягивает своей сложностью и неоднозначностью.

Басилашвили, приняв орден, безусловно, нарушил стройную систему «плохой Саакашвили - хороший грузинский народ». Не случайно первыми на этот диссонанс отреагировали российские коммунисты. Секретарь ЦК партии Сергей Малинкович был «неприятно удивлен тем, что известный актер Олег Басилашвили принял награду военного преступника президента Грузии Саакашвили». «Никакие ордена от подобного режима не могут быть приняты россиянином, какой бы национальности он ни был. Коммунисты призывают Басилашвили отказаться от сомнительного знака внимания со стороны военного преступника», - написал он на сайте петербургского отделения компартии.

Однако в одном с коммунистами не поспоришь: Михаил Саакашвили воспользовался Басилашвили для улучшения собственного имиджа. «Это циничный и холодно рассчитанный ход политикана, имеющий целью поставить художника, который не забывает своих корней, в очень сложное положение», - считает Малинкович.

Легко можно объяснить, почему в этом случае выбор Саакашвили пал именно на Олега Басилашвили. Недавно он вместе с другими российскими деятелями культуры встречался с премьером страны Владимиром Путиным и задал злободневный вопрос о строительстве архитектурно чужеродного «Охта-центра» в Петербурге. После этого в Грузии актера, как видно, причислили к «своим».

И вот вчера в Тбилиси произошло это награждение, уже приобретающее скандальный характер.

Басилашвили приехал в Грузию на один денек, чтобы вместе с актерами драмтеатра Товстоногова принять участие международном фестивале, организованном мэрией грузинской столицы. Он сыграл главную роль - датского физика Нильса Бора - в спектакле режиссера Темура Чхеидзе «Копенгаген». Это постановка одноименной пьесы английского писателя Майкла Фрейна. Она посвящена вопросам ответственности ученых за то, как используются их открытия.

Как отметил перед спектаклем сам Басилашвили, эта пьеса внешне малоэмоциональна. «Мы пытаемся перенести чувства в чисто математическую формулу, но это было довольно сложно...», - сказал актер.

Билеты на спектакль с его участием в Тбилиси смели в мгновение ока. А перед представлением Басилашвили, неожиданно для него самого, повезли к президенту Грузии Михаилу Саакашвили. Там уже были настроены камеры всех официозных каналов, которые потом радостно показывали, как любимец российской и грузинской публики подставляет Михаилу Саакашвили свою грудь для «Ордена Сияния».

Грузинский президент вручил награду со словами «за гражданскую позицию в то время, когда Грузия в этом нуждалась». Наверное, он имел в виду 2008 год, когда Басилашвили говорил, что ему стыдно за Россию. Но грузины, очевидно, просто не перепечатали продолжение его слов: актер стыдился и за руководителей кавказской страны, «которые в националистическом порыве не смогли сдержать своих эмоций и рванули на Цхинвал, жертвуя жизнями своих же сограждан».

В ответном слове Басилашвили сказал, что Грузия для России - больше, чем дружественный народ, не закончив эту фразу. Он только процитировал Владимира Маяковского: «Только нога вступила в Кавказ, я вспомнил, что - я грузин». Его отец и прадед были родом из Грузии, но сам он жил в этой стране только в годы Великой Отечественной войны.

В головах у многих россиян не укладывается, как Басилашвили мог общаться с Саакашвили. Но все было очень быстро и формально. Слова, произнесенные на вручении ордена, были адресованы отнюдь не президенту, а грузинскому народу. Тому народу, который уже несколько лет грузинское правительство учит ненавидеть русских.

GeorgiaTimes попросила Олега Басилашвили самого объяснить, почему он счел возможным и нужным принять грузинскую награду у Саакашвили.

- Я полагаю, что любой признак сближения России и Грузии уже является положительным явлением, - просто ответил актер.

- Вы там встретились с Вахтангом Кикабидзе?

- Да, на минутку.

- Говорили об отношениях двух стран?

- Нет, какое там, я там был только 15 минут.

- Вы же играли целый спектакль в Грузии!

- Я играл спектакль в театре, а награждение было там, где президент находится.

Это заняло 15-20 минут. И там нам с Кикабидзе удалось немного поговорить о том, как здоровье, как жизнь, а потом я уехал на спектакль.

- Интересно все-таки, ведь он в свое время отказался принять «Орден Дружбы» от руководства враждебной страны...

- Ну это его личное дело. Для меня вот этот «Орден Сияния» является знаком того, что между Грузией и Россией пытаются наладить взаимоотношения, поэтому я своим долгом посчитал принять его.

- А как прошел ваш спектакль? Грузинская публика его приняла?

- Да, очень хорошо приняла.

- Там по ходу представления актеры очень быстро говорят, зрителям русский язык был хорошо понятен?

- Грузия - это бывший Советский Союз, где все говорят по-русски, все прекрасно знают язык. И говорят по-русски лучше, чем в мы в России. С акцентом, но фразы строят, как написано в учебниках Ушакова или Тумаковой. Никаких сложностей языковых у нас не было.

Сложности у Олега Басилашвили, очевидно, появятся во взаимопонимании с российской аудиторией. Трудно все-таки отделить политику от культуры, когда их намеренно смешивают в Тбилиси.