Грузинская "агитбригада" может праздновать очередную победу. Вслед за Димой Артемьевым и Сашей Глуховым еще один российский военный попался в сети обаяния "демократизатора" и "антикоррупционера" Михаила Саакашвили. Подполковник погранвойск России Петр Илюшкин написал грузинскому президенту письмо, в которое вложил обращение к российскому лидеру Дмитрию Медведеву. Просит предоставить квартиру, положенную ему по закону и по решению суда.
Текст не нов. Свои претензии к Федеральной службе безопасности России, в состав которой входят погранвойска, офицер уже неоднократно обнародовал в различных российских газетах и даже на YouTube. Он пытался повторить путь сотрудника МВД Дымовского, но такой широкой огласки не добился. Может быть, потому что проблему представил не слишком масштабно и просил только за себя, да еще за одного товарища из Таджикистана.
Самого подполковника погранслужбы ФСБ и военного корреспондента Петра Илюшкина в Ставрополе знают, пожалуй, все журналисты. Такого активного защитника прав военнослужащих стоит поискать. Занять четкую гражданскую позицию его заставила личная трагедия. Семья, в которой двое детей, в том числе сын, больной церебральным параличом, влачит жалкое существование с перспективой оказаться бомжами.
Долгое время Илюшкины, бежав из Туркменистана после развала СССР, жили в одной комнатке военного общежития. Потом, благодаря поддержке СМИ, им представили более просторную квартиру. Но она является служебной, а значит, ее придется освободить, как только Петр Илюшкин покинет службу.
Между тем, его корреспондентская должность в редакции федеральной газеты "Граница России" сокращена. Вместо прежнего оклада погранвойска платят ему копейки. Он, будто условно осужденный, каждый день ходит отмечаться на продуктовую военную базу в Ставрополе. А уволиться совсем подполковник не может, потому как боится потерять последний шанс на нормальное жилье. Его предоставляют "при увольнении", а не "после". Жена - учитель по профессии - работать не может: ухаживает за ребенком-инвалидом. Ситуация безвыходная.
К слову, из редакции "Границы России" Илюшкин уходил со скандалом. Хотел судиться с издательством, да начальство направило его на психиатрическую экспертизу. Он был признан вменяемым, но в должности не восстановлен. Его ипостась ярого обличителя армейских недостатков (плохого питания, дедовщины, жилищных проблем) не вписывалась в корпоративную этику военных журналистов. При этом смелость Илюшкина поощрялась на журналистских конкурсах. Он был лучшим автором журнала "Пограничник", лауреатом "Литературной России", Военно-страховой компании, Международного конкурса имени Ларисы Юдиной и дипломантом премии имени Артема Боровика.
Однако профессиональные "подвиги" только навредили личным делам Илюшкина. В 2007 году Ставропольский гарнизонный военный суд обязал ФСБ предоставить ему квартиру. Причем ни где-нибудь, а по последнему месту службы - то есть в Москве, где расположена редакция "Границы России". На этом настаивает и сам Илюшкин, говоря, что только в Москве его больному ребенку могут оказать достойную медицинскую помощь.
Три года прошло в бюрократической борьбе. За неисполнение судебного решения, по логике, должен отвечать директор ФСБ. Но у Александра Бортникова лишних квартир нет, а возбуждать в отношении него уголовное дело никто не стал. Видеообращения, публикации в "Независимом военном обозрении" и других российских СМИ пропадают даром. Пикеты на Лубянке, устроенные женой Еленой и двумя детьми, эффекта не дали. Илюшкину показалось, что все возможности исчерпаны.
И тут офицера-журналиста осенила гениальная мысль о том, как можно раздуть скандал. Он написал Михаилу Саакашвили. Достаточно вспомнить то упоение, с которым все газеты перемывали косточки российским дезертирам, бежавшим в Грузию, чтобы понять, зачем Илюшкину потребовался аналогичный пиар-ход. Правда, в России за такое поведение подполковника вряд ли по голове погладят.
Но может быть, ему повезет, и грузинский президент расщедрится на квартиру в Тбилиси, как это было с Артемьевым и Глуховым? Видимо, на это Петр Илюшкин и рассчитывает, так как в интервью GeorgiaTimes он признался: Россию покинет при первой же возможности.
- Как только я снимаю погоны, я немедленно уеду в Грузию и там организую пикет в защиту ребенка-инвалида, которому устроили геноцид в Российской Федерации. Меня держат только погоны. Пока я не могу обращаться. На пикет на Лубянку я не могу выезжать - там моя жена выступала. И письмо к Саакашвили тоже моя жена от моего имени направила. Я военнослужащий, и как раб, не имею никаких прав. Ради ребенка, который ни ходить, ни говорить не может, я на все пойду. Ради собственной корысти, мне священник сказал, нельзя, а ради ребенка - можно.
На вопрос, почему все-таки адресатом послания выбран человек, которого в Кремле считают пустым местом и которому никогда не подадут руки, Илюшкин ответил явно несообразно реальности:
- Страсбург чиновники не хотят слушать. Значит, они будут слушать человека, который говорит правду. Это человек, который может позволить себе не петь дифирамбы. Я его считаю умничкой. Взять ту же полицию, в которой он коррупцию смог искоренить.
- Ну разве можно считать его честным, когда вечером 7 августа 2008 года он обещал осетинам мир, а ближе к ночи начал артобстрел Цхинвала?
- По поводу Южной Осетии у меня личное мнение, основанное на выкладках военных экспертов. Они говорят, что это была ловушка, подстроенная вражескими разведками мира, которые работали и против Грузии, и против России. Саакашвили и Путин были вообще не причем.
- Может, лучше было бы действовать через друзей Дмитрия Медведева? Например, через Николя Саркози или Ангелу Меркель, к которым он мог бы прислушаться?
- Кто улыбается и кто не говорит правды - недруги. А все субъекты бывшего Советского Союза я считаю нашими. Проще к ним обратиться. В Российской Федерации нету чиновника, который сможет нам помочь и спасет ребенка-инвалида.
- Ну, раз вы обращаетесь в Медведеву, значит, на него надеетесь?
- У меня пока осталась уверенность, что президент не слышит. Вся переписка у нас заканчивается с тыловиками погранслужбы. Мы пишем президенту, а нам отвечает генерал Сайкин: по поручению президента мы вам отвечаем, что квартиру вам не дадим. Связываюсь с Сайкиным, он отвечает, что вообще занимается мониторингом обращений. А зачем он мне отвечает? Нас не слышит президент или хотя бы его зам.
Можно считать, что теперь Петр Илюшкин своего добился. Михаил Саакашвили не преминет уколоть Россию таким "жареным" фактом. Но в головах других российских офицеров не укладывается, как представитель наших Вооруженных сил опустился до просьб к главе вражеского государства. Генерал-майор Владимир Романенко, замдиректора Института стран СНГ, считает этот поступок "ниже офицерской чести".
- Не понимаю такого подполковника, который к Саакашвили обращается. Это предатель. По-другому оценить такой поступок я не могу. Есть достаточно у каждого офицера возможностей, есть начальники, рычаги влияния. Иногда бывают сложные и тяжелые вопросы. Но это не значит, что надо к врагу России обращаться с письмом. Это противоречит вообще сути офицерской чести.
Иронично выслушали новость о письме Илюшкина в грузинской "Партии народа". Уж оппозиционерам-то известно, что собой представляют президент Грузии и его друзья в Министерстве обороны. Летом генсек партии Александр Шаламберидзе лично протестовал против выселения из служебного жилья семьи отставного военнослужащего Кобы Давиташвили. Никакой квартиры взамен, положенной по закону, ему не предоставляли. Дошло до того, что Давиташвили и его жена с детьми попросили Россию их приютить. Тогда же Грузию лихорадило от акций протеста беженцев, которых выселяли в глухие районы страны, невзирая ни на детей, что учились в столичных школах, ни на потерю работы в связи с переездом.
Сейчас проблема решилась, благодаря... бюрократическим препонам в Грузии. Как рассказал Александр Шаламберидзе, семья, покинув квартиру, оставила там свою мебель. А когда 15 сентября подошло начало учебного года, жена офицера заявила, что больше ждать решения вопроса не может - ребенку пора в школу. И Давиташвили вернулись в свою квартиру. Чтобы выселить их второй раз, Министерству обороны придется заново подавать иск в суд и обосновывать выселение. А второй раз это сделать труднее, чем в первый.
Что касается Илюшкина, то Шаламберидзе вынужден был его огорчить - посоветовал не рассчитывать на помощь Саакашвили:
- Как можно на него надеяться, когда даже у отца Саакашвили нет надежды на сына. Вы же знаете, какая у нас обстановка. Саакашвили - коррумпированный человек. Честность - далекое от него понятие. Скажите Илюшкину, что он ошибается, когда смотрит что-то по телевидению и верит, будто в Грузии все хорошо.