Мужчина и женщина

Свободные СМИ: детская неожиданность или взрослая прозрачность?

Склероз накрыл правящую верхушку Грузии. Еще недавно чиновники хором отрицали обвинения в непрозрачности данных о владельцах телеканалов. А вчера спикер Давид Бакрадзе сделал ход конем, инициировав законопроект «О свободных СМИ». Его требования заставят собственников печатных изданий, радиостанций и телеканалов раскрывать свои фамилии и источники финансирования. Причем, подчиниться придется не только грузинским бизнесменам, но и компаниям, зарегистрированным в оффшорных зонах.

Оппозиция уже давно подозревает, что самыми влиятельными телекомпаниями движут интересы правительственных чиновников. Хотя формально каналы находятся в частных руках.

Владельцем 70 процентов акций «Рустави-2» является оффшорная фирма Degson Limited. Она зарегистрирована на британских Виргинийских островах. Другая информация о компании недоступна. Остальные 30 процентов акций - во владении «Индустриальной группы Грузии», также «прописанной» в оффшоре. При этом два предыдущих владельца «Рустави» - Эроси Кицмаришвили и Кибар Халваши - судятся с нынешними собственниками, пытаясь доказать, что прав на компанию их лишили насильно. Degson Limited также владеет акциями телекомпании «Мзе», ранее тоже частично принадлежавшей Халваши.

Вторая подставная фирма Denal Union владеет телекомпанией «Сакартвело», которая у зрителей неизменно ассоциируется с Министерством обороны Грузии, отмечает Civil.ge.

Наконец, третья подозрительная компания - арабская RAAK Georgia Holding - завладела 90 процентами акций телекомпании «Имеди», после чего канал стал выражать правительственные интересы. Сомнительной была сама сделка по передаче арабам имущества покойного оппозиционного миллиардера Бадри Патаркацишвили. Споры по его наследству между членами семьи до сих пор не закончены, но двоюродный сводный брат Джозеф Кей по грузинскому суду получил право «распоряжаться имуществом» родственника, и одобрил продажу компании арабским инвесторам.

Проблема точности данных об истинных владельцах и источниках финансирования телекомпаний в Грузии уже неоднократно становилась предметом критики международных организаций. Однако власти долгое время ее игнорировали.

Две недели назад премьер-министр Ника Гилаури, выступая на заседании Атлантического совета в Вашингтоне, уверял, что в Грузии полная прозрачность и независимость телеканалов. Президент Михаил Саакашвили назвал претензии к свободе слова своих СМИ «полной чушью». И вдруг - такая перемена в умонастроениях чиновников.

Предложение Давида Бакрадзе застало медиаэкспертов врасплох. В этом честно призналась GeorgiaTimes журналист Ия Антадзе.

- Грузинские телекомпании работают на пропаганду. И мы не ожидали услышать со стороны представителей государства, что они ищут собственников СМИ. По моему мнению, они очень хорошо знают, кто владельцы этих телекомпаний. Это мы не знаем - ни журналисты, ни народ. Так что это была очень интересная инициатива. Мы ожидаем через две неделе новостей, когда будет создаваться новый законопроект. Тогда и станет ясно, чего они на самом деле хотят. Это, правда, было очень неожиданно с их стороны.

- Если откроют имена настоящих владельцев и заинтересованных лиц, и ими окажутся должностные лица, по грузинским законам они имеют право владеть СМИ?

- Нет, они не имеют права ни владеть имуществом телекомпании, ни управлять ею.

Инициативу Бакрадзе «по улучшению прозрачности» сразу же поддержал президент. Устами своего пресс-секретаря Мананы Манджгаладзе он объявил, что это и есть начало новой волны демократических реформ, обещанных ранее.

Подпели Михаилу Саакашвили и иностранные представители в Грузии. Глава миссии ЕС Пер Эклунд сказал, что инициатива Бакрадзе весьма своевременна. А руководитель Национал-демократического института США Луис Наварро добавил: «Граждане Грузии должны быть полностью информированы об интересах и приоритетах СМИ».

Парламентская оппозиция в целом идею приняла восторженно. Но лидер христиан-демократов Георгий Таргамадзе вполне справедливо отметил, что правительство почесалось только после подзатыльника от «Репортеров без границ». Последний доклад этой организации спустил Грузию на 18 позиций вниз, с 81 на 99-е место. Поэтому Таргамадзе догадывается, что реально правительство не настроено ничего менять, а лишь создает видимость реакции на критику из-за рубежа.

Бакрадзе на эту реплику отреагировал нервно. Он даже пригрозил отозвать свою инициативу, если кто-то ее будет связывать с рейтингами. Мол, мы и без них о демократизации СМИ думаем день и ночь.

Может быть, на нелестное мнение спикера о «Репортерах без границ» повлияли статьи перебежчика из России Олега Панфилова, раскритиковавшего рейтинг в нескольких грузинских изданиях. Во время войны в Южной Осетии он случайно оказался на своей дачке в Батуми. «За мной приехала машина с мигалкой, и меня быстрее повезли в Тбилиси. И здесь следующую неделю я сражался, хотя никакого оружия, кроме компьютера, я в руках не держал», - не стесняясь, рассказывал он сам.

С тех пор наймит занимается обелением грузинских реалий и очернением российских. Его искренне расстроило то, что Грузия опустилась на 20 мест в рейтинге «Репортеров», а Россия почти на столько же поднялась, хотя все еще отстает от Грузии на 40 пунктов. Панфилов принялся искать объяснения столь странной, по его ощущениям, динамике. И ведь нашел!

«Репортеры» скрывают имена экспертов, которые оценивают ситуацию со свободой журналистики в разных странах. А надо бы, по мнению Панфилова, озвучивать их пофамильно и принимать меры против «клеветников».

Кроме того, Панфилов предложил считать журналистику в Африке более свободной, чем мы привыкли думать. Именно поэтому некоторые тамошние страны обгоняют бывшие советские республики.

Он также считает неправильным списывать на гонения любое происшествие с представителем СМИ. Им просто пить надо меньше и под пули на войне не лезть - таков совет от бывшего главы российского Центра экстремальной журналистики.

По его словам, в Грузии, что бы ни говорил рейтинг, лучшие законы по деятельности СМИ на всем постсоветском пространстве и даже в Европе. Просто не все умеют пользоваться своими правами, если вообще знают о них. «Губит мечту о свободе слова журналистская разобщенность, отсутствие этических критериев, неумение пользоваться законами, нежелание учиться принципам современной журналистики, страсть к легким деньгам в «желтой» журналистике и в пропаганде», - резюмирует жертва всех этих пороков.

Ия Антадзе, кстати, логики «Репортеров без границ» тоже не понимает. Но совсем по другой причине. По ее наблюдениям, все последние годы журналистику на ведущих грузинских телеканалах заменила пропаганда. «Есть лишь некоторые газеты, которые пишут свободно», - отметила она. И никакой разницы между ситуацией со свободой СМИ Грузии в нынешнем и прошлом году Антадзе не видит.