Мужчина и женщина

Грузия вступила на путь Зимбабве

Кажется, грузинские власти определились с вектором политики привлечения иностранных инвестиций - это все-таки Азиатско-Тихоокеанский регион. А точнее, один его лидер - Китайская Народная Республика. Ника Гилаури находится там с длительным визитом, наводя торговые мосты и впитывая все тонкости китайской "индустрии экономики". При этом Грузия уже довольно давно стремится побрататься с Китаем, но только сейчас грузинским властям удалось вплотную подобраться к Поднебесной.

Дипломатические отношения связывают Сакартвело и КНР с 1992 года, когда кавказская республика обрела независимость от СССР. И, согласно службе статистики Грузии, в последние годы явно улучшилась структура торговли между двумя государствами, а Китай стал пятым по масштабу торговым партнером страны. Тем не менее, даже грузинскому правительству было понятно - выдавать в лоб такую деликатную просьбу, как покупка государственного долга, несколько не с руки.

Китай решили брать огородами. В апреле текущего года Грузия предложила Поднебесной устроить конкурс "Мост китайского языка", связанный с увеличением числа тех, кто горит желанием изучить иероглифы. И действительно, не все хотят учить английский - на нем свет клином не сошелся. Но будут ли привлекать к изучению китайской грамоты сектантов из КНР - неизвестно. Наверное, хватит и тех, кто уже присутствует на территории Сакартвело, уверенно припудривая неокрепшие умы юного грузинского населения.

Затем Грузия обратилась с другой невинной просьбой - переоборудовать Службу доходов Министерства финансов. На эти хитрые перемещения валютных средств в чиновничьи карманы под прикрытием упрощения процедуры таможенного контроля Китай выделил грант в размере 3 миллионов долларов - не бог весть какая сумма, но грузинскому государственному бюджету нынче каждый тетри дорог.

И вот, к октябрю, добрались-таки грузинские власти до самого главного - игры в наперстки. Кручу, верчу, запутать хочу - примерно под таким лозунгом прошли переговоры о покупке КНР государственных долговых обязательств Грузии. Ее внешний долг за 9 месяцев нынешнего года опять вырос - на 11 процентов, и составляет теперь 3 миллиарда 753 миллиона долларов. Самостоятельно кавказская республика справиться с таким объемом кредитов не в состоянии, и именно поэтому ей показался таким привлекательным путь еще одного европейского технического банкрота - Греции.

Действия Китая, согласившегося выкупить суверенный долг Афин и активно скупающего бумаги Испании, понятны. Республике необходимо в долгосрочной перспективе наиболее эффективно использовать свои рекордные золотовалютные резервы в размере 2,45 триллиона долларов. Уже сейчас инвестиции Поднебесной в государственные бумаги европейской зоны достигли 26 процентов от их общего объема. И Пекин неоднократно высказывался за то, чтобы и дальше поддерживать евро на плаву.

Вот только каким местом прилегает к еврозоне Грузия со своим искусственно завышенным курсом лари - пока загадка. А учитывая, что недавно Национальный банк страны отказался от "ларизации" и планирует вернуться к кредитованию долларами, становится очевидным - попросить о выкупе госдолга Грузия решила "по звонку".

Самый лучший друг Сакартвело - Вашингтон - сам страдает от фантастического государственного долга и отрицательного сальдо торгового баланса - 13 триллионов 673 миллиардов 690 миллионов долларов, что почти равняется ВВП США. И вот секрет - 65 процентов золотовалютных резервов КНР номинировано в американские национальные облигации. И, несмотря на то, что ранее Поднебесная сокращала вложения в американские бумаги, при масштабном притоке ликвидности она вновь начинает вкладывать средства в американскую экономику. После возобновления инвестиций объем золотовалютных резервов Китая вырос сразу на 194 миллиарда долларов.

Это и есть та самая игра в наперстки, о которой упоминалось ранее - ситуация, когда с помощью буферной зоны в виде Тбилиси США помогают себе удержать доллар от падения. Поэтому неважно, какую скорлупку потом выберет Китай - он, а равно и Вашингтон, явно не окажутся в проигрыше. Для самой же Грузии возможен такой вариант, когда ей придется последовать по пути Зимбабве - полностью отказаться от национальной валюты.