Мужчина и женщина

Абхазия и Южная Осетия укрепляют границы

В беседе с корреспондентом Интерфакса Кокойты уточнил, что республика, впервые создавая собственную погранслужбу, в ближайшее время также подпишет с Россией соглашение и о помощи в обустройстве границы. Что же касается контрольно-пропускных пунктов, то, по его словам, их останется только два.

«После полного обустройства рубежей с Грузией я надеюсь на то, что граница Южной Осетии с Россией станет прозрачной», - добавил президент ЮО.

В тот же день по распоряжению главы Абхазии Сергея Багапша в приграничный с Грузией Гальский район переведены артиллерийские и танковые подразделения. Об этом сообщает пресс-служба президента со ссылкой на начальника генштаба минобороны республики Анатолия Зайцева.

Как уточнил заместитель министра обороны Абхазии Александр Павлушко, в этот район передислоцируются мотоманевренная группа, подразделения разведки и войск спецназначения. То есть усилением защиты своих рубежей Сухум озаботился чуть раньше Цхинвала.

Еще 3 декабря на брифинге в городе Гали Сергей Багапш заявил, что российские миротворческие силы покидают участок границы, разделяющий республику с Грузией. Их место в Гальском районе займут абхазские пограничники. Вместе с ними, само собой, тоже будут нести службу российские военные, на контрактной основе.

«Мы увеличим количество сотрудников и будем укреплять границу. Потребность в этом очевидна, - сообщил тогда Багапш. - Учитывая, с кем мы имеем дело и кто наш сосед, укрепление рубежей - главная задача».

По его словам, граница с Грузией останется закрытой. Будет введён пропускной режим, который обеспечат 12 КПП. Пограничную реку Ингури смогут беспрепятственно пересекать только представители международных организаций. И еще работники ИнгурГЭС. Ее плотина находится на территории Грузии, но водохранилище и электростанция - в Абхазии. Что касается обычных граждан, то в экстренных случаях глава Гальского района может выдать им пропуск.

Уже на следующий после брифинга день российские войска покинули пограничную полосу и отошли к приморскому местечку Гудава. Там, по некоторым данным, будет один из российских военных объектов.

К моменту написания этой статьи в Грузии еще не отреагировали на заявление Кокойты. Но по аналогии с реакцией на последние выступления Багапша (которые официальный Тбилиси назвал «еще одним звеном в цепи вооруженных провокаций», сделанным с целью эскалации обстановки в регионе) можно предположить: и тут, вероятно, будет усмотрена провокация, ну и традиционно - «рука Москвы».

Относительно Абхазии конфликтолог Паата Закареишвили, например, выразил уверенность, что попытка республиканских пограничников контролировать «госграницу» согласована с Россией.

«Они играют в независимость, - заявил он в интервью сайту 1news.az. - Русские никуда не уходят. И через некоторое время сменят сепаратистов. Просто пока абхазы под их наблюдением проводят основные мероприятия. Это выгодно Москве, так как создается впечатление, будто она тут не причем».

Известный эксперт по кавказским вопросам Мамука Арешидзе считает, что на Гальский район у Абхазии имеются весьма серьезные планы.

«Насколько мне известно, власть Абхазии максимально старается обабхазить Гальский район, - поделился он с тем же сайтом. - Готовится специальный план, который подразумевает определённые льготы для его грузинского населения. Это часть плана обратить жителей Гальского района в сторону Сухума. Сергей Багапш и его приспешники собираются провести там паспортизацию. Ими уже даны поручения абхазским силовикам насильственно раздать грузинскому населению не только абхазские, но и российские паспорта...»

Всё это, конечно, очень интересно, но есть один неоспоримый факт. Стрельба на границах Грузии с Южной Осетией и Абхазией - явление постоянное. И кто бы в действительности ни начинал стрелять первым, желание обеих республик возвести на границе с Грузией стенку покрепче вполне объяснимо.

Сергей Чайкин