Тележурналист Леонид Парфенов в выходные дни слетал в Тбилиси. Снял сюжет для фильма о Михаиле Горбачеве. Поездка была столь короткой и незначительной, что рассказать о ней почти нечего. Однако этот вояж в "демократическую и свободную" Грузию едва ли не все постсоветские издания отметили хотя бы новостью. Причиной такого внимания стало предшествовавшее поездке критическое выступление Парфенова на церемонии вручения премии Влада Листьева. Грузинские журналисты даже сгоряча предположили, что их коллега будет просить у Михаила Саакашвили политического убежища.
Леонид Парфенов был в Тбилиси всего один день - 26 ноября. И заявил GeorgiaTimes по возвращении в Москву, что "визит не заслуживает особого внимания". Он снял эпизод для фильма к 80-летию Михаила Горбачева. Это интервью с Эдуардом Шеварднадзе. Вдаваться в подробности журналист отказался: "Что говорить в конце ноября о фильме, который выйдет второго марта".
В Грузии Парфенов был чуть более разговорчив и рассказал агентству "ИнтерпрессНьюс", как продвигается работа над документальной лентой. Она будет называться "Он пришел дать вам волю". "Министр иностранных дел СССР Шеварднадзе, - пояснил российский журналист, - был ключевой фигурой в политике перестройки Горбачева. Некоторых героев фильма я уже записал, остальных запишу в ближайшем будущем. В фильме о Горбачеве свое мнение о событиях, развернувшихся во второй половине 80-х и в начале 90-х годов прошлого столетия, высказывают тогдашний лидер Польши Ярузельский, канцлер Германии Геншер, госсекретарь США Бейкер, помощник Горбачева Черняев. К сожалению, многих из ключевых фигур того периода уже нет в живых, например, Яковлева, входящего вместе с Шеварднадзе в тройку реформаторской команды Горбачева. Между прочим, название фильма мы позаимствовали у Степана Разина, заявившего в свое время - "я пришел дать вам волю".
По словам Парфенова, его интересуют внутренние мотивы инициаторов перестройки. Ведь это люди с удачной карьерой, которых должно было устраивать положение дел в СССР. "Но они увидели необходимость радикальных изменений и попытались не отстать от времени. Поверьте мне, при этих важнейших исторических событиях очень интересны не только их переживания, но и, несмотря не некоторую растерянность, их готовность к изменениям. Это касается всех активных архитекторов Перестройки, и в первую очередь, разумеется, Горбачева, давшего зеленый свет развитию тех процессов, о которых нам всем хорошо известно", - подчеркнул Парфенов.
Интерес к личности Горбачева у тележурналиста появился давно. Он снимал фильм и к 70-летию политика. В нем есть хроника первых шагов молодого генсека СССР на новом посту. На экране ленинградская Площадь Восстания. Михаил Сергеевич идет от памятника к толпе. Голос Парфенова за кадром поясняет: "Горбачев впервые пошел в народ. Телевидение покажет разговор на всю страну, и здесь, на этом углу Невского проспекта и Лиговского, 17 мая 1985 года началась перестройка".
В представлении Парфенова Горбачев - "уникальный человек, человек эпохи". "Но когда он затевал перестройку - я думаю, что он не понимал, во что ввязывается. И, видимо, предполагал, что социализм можно реформировать. А оказалось: вытяни хоть один кирпичик - и все посыплется, - так охарактеризовал телеведущий последнего президента СССР в одном из интервью. - А потом было то, что перехлестывало Горбачева, - в Баку, Тбилиси. А потом будут события в Прибалтике 91-го года. События отменяли Горбачева, и он уже не поспевал за ними".
И хотя в этих высказываниях есть доля критики, между журналистом и экс-президентом сложились дружеские отношения. Михаил Сергеевич по-отечески переживал то за здоровье Парфенова, то за его проблемы на работе. В 2004 году, когда НТВ поменяло хозяев, и автора программы "Намедни" уволили с телеканала, Горбачев публично выразил сожаление: " Конечно, Парфенов и сам, если так можно сказать, насыпал соль на раны. Но не знаю, возможно, с ним стоило как-то поговорить, еще что-то, но я бы не шел на такие крайние меры".
Своим выступлением на вручении премии Листьева Парфенов многим напомнил академика Андрея Сахарова. Возращение правозащитника и его жены Елены Боннер из ссылки стало возможно именно благодаря наступлению горбачевской эпохи. Предвидится ли что-то подобное сейчас в России, или смельчака ждут репрессии? Вот что больше всего волновало грузинского корреспондента из "ИнтерпрессНьюс".
Премия имени Влада Листьева была присуждена Парфенову "Российской академией телевидения" впервые в истории. Она предназначена людям, не просто исполняющим свой профессиональный долг, а самым ярким и одаренным представителям профессии.
Парфенов, получив награду, высказал все, что думает о российской цензуре и самоцензуре в СМИ. Его выступление подтвердило: жюри сделало правильный выбор. Хотя сам телеведущий сразу же оговорился, что героем себя не считает и даже не ждет, что после его выступления что-то изменится.
Федеральные телеканалы пустить такое в эфир не смогли, но речь появилась в Интернете, в том числе на сайте Первого канала - в знак журналисткой солидарности. Кое-кто заговорил даже, что Парфенов после этой "выходки" может лишиться работы. Однако его программа "Какие наши годы" по-прежнему выходит в эфир, и он не собирается сворачивать свои творческие проекты.
Поэтому все намеки о потере работы и поиске политического убежища в Грузии Леонид Парфенов отмел одной фразой: "Я не буду комментировать". И для верности добавил: "Проблем на работе нет, и я знаю, что являюсь востребованным".
От политических комментариев по поводу ситуации в России и российско-грузинских отношений Леонид Парфенов тоже открестился, заявив, что он не политик. Единственное, что он себе позволил - это указать на непоследовательность слов и действий Михаила Саакашвили, который недавно с европейской трибуны заявил о готовности к переговорам. "Если у него были такие желания в отношении России, о которых он заявил с трибуны Европарламента, тогда непонятно, почему до сих пор он проявлял строгую и непримиримую позицию относительно целого ряда вопросов. Дело еще и в том, что говорить можно что угодно. Означает ли сказанное Саакашвили изменения политического курса Грузии? Лично я с трудом могу представить такое. Так же трудно представить, что Кремль изменит свое отношение к Саакашвили", - отметил российский тележурналист.
Тон этого разговора позволяет утверждать, что Леонид Парфенов, в отличие от некоторых перебежчиков в Грузию, не собирается менять отечество. И то, что он в чем-то критикует Родину, не значит, что он ее не любит. Скорее наоборот, как он сам однажды воскликнул: "Почему патриотизм предполагает только бравурность, счастье? Почему не может быть горечи по поводу проблем твоей страны? Боли за ее судьбу, о жертвах, которые она принесла на алтарь истории? Почему только восторг?! Это патология".