Грузинский парламент на днях утвердил поправки в Таможенный кодекс под кодовым названием "Ужесточение наказания за контрабанду". Суть документа такова: отловленные контрабандисты потеряют право въезжать на территорию страны. Но стоит им предоставить банковскую гарантию на 5 тысяч лари (около 3 тысяч долларов), как запрет будет отменен. Если в течение года нарушитель не совершит рецидива, деньги ему вернут. Ну а ежели опять попадется с нелегитимным грузом на границе, пусть пеняет на себя. 5 тысяч лари пойдут в грузинский бюджет.
GeorgiaTimes уже писала, как удачно в Грузии внедрили процессуальные соглашения с обвиняемыми. Эта практика скопирована с американских образцов. Но за океаном добиваются сотрудничества со следствием, а в Грузии прекращают расследование, как только подозреваемый платит установленную законом таксу. Чистой воды бизнес в государственном обличье.
Новые таможенные правила - точно такой же легальный способ пополнить казну путем дележа барышей с преступниками. В нормальных цивилизованных странах контрабандистов отлавливают и сажают. А в Грузии будут разводить, чтобы иметь дойное стадо побольше. Естественно, вслух эта тайная цель не проговаривается. Официальная версия - Таможенный кодекс пришлось ужесточить после предварительной либерализации.
"Когда правительство упростило процедуры на таможенных пунктах, с одной стороны, это способствовало развитию свободной рыночной экономики, с другой, возникла необходимость ужесточить административные вопросы, чтобы не допустить попадания контрабандной продукции на наш рынок", - поясняет парламентский секретарь правительства Гия Хурошвили.
Под "упрощением таможенных процедур" подразумевается реформа 2008 года, когда на грузинской таможне была внедрена система управления рисками. Поэтапно появились четыре цветных коридора: "красный" - для грузов, подлежащих полному досмотру, "желтый" - для выборочной проверки на основании контроля документов, "синий" - для подлежащих документальному контролю, и "зеленый" - для задекларированных и оплаченных грузов, не нуждающихся в ревизии.
Такая система действует во многих странах. При ней детально проверяется лишь около четверти всех проходящих через таможню грузов. Контрабанда выявляется за счет выборочного контроля. А это значит, что время простоя транспорта на таможне сокращается, но одновременно шансы нарушителей закона не попасться возрастают.
Впрочем, предприниматели новую систему не оценили. А все потому, что одновременно с упрощением контроля усложнились условия импорта. Таможенная служба стала придирчивее к банковским гарантиям, которые предоставляют бизнесмены при ввозе товаров. Раньше их можно было использовать неоднократно. Кроме того, засчитывались копии, заверенные филиалами банков. Сейчас, как заявляют в Ассоциации международных инвесторов, на каждую таможенную декларацию требуется отдельная гарантия.
Советник премьера Грузии по вопросам бизнеса Георгия Пертая недавно признал, что требования бизнесменов совершенно справедливы. Но должно же государство компенсировать свои риски?
"Либерализация" на таможне совершенно не коснулась "челноков". Как правило, это безработные грузины, зарабатывающие на хлеб перепродажей купленных в Турции товаров. Летом прошлого года правительство понизило планку не подлежащего налогообложению багажа. До этого можно было беспошлинно ввозить продукцию на сумму 300 лари, а с введением новой нормы почти все товары, кроме одежды и предметов личного пользования, стали облагаться 18-процентной пошлиной.
Поскольку у "челноков" отсутствовали "накладные", таможенники оценивали товар на глазок. Естественно, все это вызывало недовольство населения. Эксперт по вопросам экономики Давид Нармания уже тогда объяснял, что повышение таможенных сборов - мера вынужденная. "Правительству трудно изымать налоги. Поэтому оно увеличивает и утяжеляет любые выплаты. Поднялись таможенные ставки и для тех физических лиц, которые часто пересекают границу Грузии", - заявлял он.
На беде спекулянтов нажилась фирма "Карго", оказывающая услуги по растаможке и складированию товаров. Вычислить ее владельцев грузинским журналистам не удалось. Кроме того, поползли слухи, что ярмарка "Джемал-паша", после повышения пошлин переехавшая с турецкой территории на грузинскую, принадлежит матери Михаила Саакашвили - Гиули Аласания. С тех пор как ездить за товаром в Турцию стало слишком затратно, вещевой рынок также оказался в выгодном положении.
Грузинские торговцы до сих пор не могут смириться с высокими таможенными сборами. В нынешнем октябре, во время акций протеста против кассовых аппаратов, этот вопрос тоже поднимался. Продавцы с рынка Лило и ярмарки у железнодорожного вокзала обещали перманентные забастовки, если власти не учтут их требования.
И на минувшей неделе Михаил Саакашвили вроде бы отреагировал на народные нужды. На церемонии открытия новой Экономической зоны оформления пообещал сократить тарифы на растаможку в два раза. "Если раньше все обслуживание стоило 450 лари, то сейчас станет 200 лари. Это фиксированная сумма, и ее будут выплачивать в одном окне, в одном месте. И, что самое главное, существенно снизится время обслуживания для перевозчиков, которые привыкли к ожиданию на протяжении дней и недель", - говорил президент.
Очевидно, облегчение коснется только оптовиков, так как речь идет о существенных суммах, а "челноки" возят товар небольшими партиями. На них, а также на преступниках, готовых заплатить 5 тысяч лари, правительство будет продолжать зарабатывать.