Мужчина и женщина

Грузия-США: вопросы военного сотрудничества

«Мы призываем власти Грузии подумать над этим вопросом. Мы также призываем власти США принять соответствующее решение буквально в ближайшие недели», - заявил Вепхвадзе журналистам после встречи с заместителем госсекретаря США Метью Брайзой.

Главный специалист госдепа по Грузии 16 декабря вновь приехал в Тбилиси. С намерением встретиться с грузинской парламентской оппозицией и «ознакомиться с ситуацией в зонах абхазского и югоосетинского конфликтов и с ходом проводимых в Грузии реформ».

Первая часть встречи прошла за закрытыми дверями в парламенте. После нее Леван Вепхадзе и давал пояснения прессе, сообщив, что предложил оформить двухстороннее соглашение с США о военном сотрудничестве. У американцев есть подобные договоры с Филиппинами, странами Балтии и еще несколькими государствами.

"Это может стать для нас гарантией безопасности, и поэтому мы поставили этот вопрос перед Брайзой, - сообщил вице-спикер. - Прямое военно-политическое сотрудничество подразумевает американскую военную помощь Грузии, размещение на ее территории баз, помощь в модернизации боевой техники. Сейчас это очень важно, так как Грузия не получила от НАТО ПДЧ, что грозит новыми возможными опасностями со стороны России».

От прямого ответа на это предложение Брайза уклонился. Возможно, потому, что в Штатах этот вопрос уже рассматривали. На конференции в Вашингтоне (за неделю до визита высокопоставленного американца в Тбилиси) выступал куратор отношений с Грузией и Молдавией в аппарате Пентагона Марк Симаковски. Он заявил, что США рассматривают Грузию как своего стратегического партнера, будут добиваются полного вывода российских войск из Абхазии и Южной Осетии, но баз в Грузии сооружать не намерены. Потому Брайза ограничился общими заявлениями об усилении роли парламента и укреплении демократии. Не обошел он вниманием и последние события в селе Переви.

«Российские военные должны покинуть Переви, - сообщил он журналистам. - По данному вопросу существует вывод мониторинга ЕС, и мы также с ним согласны. На вопрос, почему российские войска вернулись в Переви, ответ еще не дан. Русские должны покинуть незаконно занятые территории и вернуться на позиции, занимаемые до 7 августа, как это предусматривает план Саркози-Медведева».

Левана Вепхвадзе отсутствие прямого ответа, видимо, не обрадовало. Американцы с открытием военных баз в Грузии не торопятся, а что касается собственных вооруженных сил... На той же встрече в парламенте вице-спикер посетовал, что в грузинской армии скоро будет некому служить. Его слова цитирует Интерфакс:

«Согласно имеющимся у нас данным большая часть контрактников, у которых завершается срок службы, отказываются продолжить службу в армии». Вице-спикер добавил: «Есть еще одна негативная тенденция, которая проявилась на недавних выборах в парламент Аджарии. Из 1200 военнослужащих Селвачаурской военной базы более 300 отдали голоса за представителя компартии Грузии, лидерами которой являются отец и сын Георгадзе».

Напомним, Игорь Георгадзе, бывший шеф грузинского КГБ, является лидером партии "Справедливость" и объявлен властями Грузии в международный розыск по линии Интерпола по обвинению в терроризме и попытке силового захвата власти. Его отец Пантелеймон Георгадзе до сих пор находится в Грузии и возглавляет местных коммунистов.

В тот же день Брайза встретился с непарламентской оппозицией. Речь шла о тех же демократических реформах в Грузии, но в несколько другом ключе. Оппозиционеры рассказали о своих намерениях провести досрочные парламентские и президентские выборы. По их мнению, президента Грузии должен выбирать народ Грузии, а не заокеанские политики.

Вряд ли Брайза воспринял подобные доводы. Он появляется в Тбилиси регулярно, и до сей поры вел себя как сторонник Михаила Саакашвили.

Сергей Чайкин