А не наркоманы ли часом наши государственные служащие? Этим вопросом всерьез обеспокоились в Грузии. На пленарном заседании парламента сегодня обсуждался вопрос о внесении последних изменений в закон "О публичных деятелях". Он предусматривает проверку чиновников на наркотики в любое время без предупреждения и должен войти в силу с первого января 2011 года. Наконец-то.
У этого закона не самая счастливая судьба. Волокита с его принятием тянется уже почти год - с тех пор, как весной 2010 президент Грузии поручил своему министерству здравоохранения разработать соответствующую программу, позволяющую с легкостью вычислить, кто из госслужащих балуется незаконными веществами.
Невозможно не отметить, что для Грузии эта инициатива оказалась как нельзя более актуальна. Может быть, она вообще была одной из самых удачных идей Саакашвили за все время его президентства.
И дело не только в том, что после отдельных выступлений и решений грузинских политиков хочется задать им популярный в Интернете вопрос "ты наркоман, что ли?!"
Грузия - страна, где только по официальным данным 250 тысяч наркоманов, и это при населении меньше, чем в четыре миллиона человек. А на самом деле покуривает "план" едва ли не половина страны, и это не считается чем-то предосудительным.
При этом в государственном секторе Грузии занято много тысяч человек, поэтому вероятность того, что среди них найдется любитель побаловаться "травкой" или даже чем-нибудь потяжелее, довольно велика. По крайней мере, президент в этом нисколько не сомневается. Ему, впрочем, виднее - он с ними каждый день работает.
"Государственный сектор, это более 10 тысяч человек, мы должны полностью очистить от наркотиков", - заявил в марте Саакашвили.
Не очень понятно, почему президент назвал такую скромную цифру - всего десять тысяч. Грузинский парламент, например, считает, что тест должны пройти сто тысяч чиновников.
Саакашвили даже пообещал сам пройти тест на наркозависимость - сдать в лабораторию волос. И обманул, не сдал. Понять его можно, откуда-то вдохновение черпать надо, но оппозиция на этот счет и веселилась, и злилась: после того как тестом манкировал самый главный чиновник, остальные тем более сочли, что для них это необязательно.
Оппозиция, представители которой как раз пожертвовали волосами ради благого дела, требовали, чтобы президент все-таки исполнил свой гражданский долг. По словам оппозиционного депутата Дмитрия Лордкипанидзе, Саакашвили должен был пройти тест, чтобы не только ответить на вопрос, потребляет ли он наркотики, но и "дать стимул выявлению наркоманов-чиновников".
Но Саакашвили тест не прошел, хотя сам заявлял в своем оригинальном стиле, что ничего унизительного в этом нет - подумаешь, волосок сдать.
Анализ волоса, кстати сказать - один из наиболее точных тестов на употребление наркотиков. Можно выяснить не только сам факт употребления, но и когда он имел место, в пределах нескольких месяцев.
Закон "подвис" в парламенте. Депутаты курили бамбук (на сей раз, конечно, в переносном смысле этого слова) и откладывали дело в долгий ящик. Не освобожденный от наркотиков госсектор Грузии то и дело выдавал на-гора решения, заставлявшие всерьез задуматься: еще "травка" или уже "синтетика"?
Но под конец года закон снова появился на повестке дня. И вокруг него тут же возникли всякие забавные недоразумения и недопонимания. Например, Парламентский комитет по процедурным вопросам требует, чтобы схема проверки чиновников на наркотики была срочно усовершенствована.
Глава Комитета Хатуна Гогоришвили потребовала непременно уточнить, сколько раз глава госведомства может потребовать, чтобы его сотрудники прошли наркопроверку. Иначе, пугает Гогоришвили, это обернется серьезными проблемами, и Комитет законопроект не поддержит.
Ну, разумеется. Грустно представить: вышел чиновник после проверки, оправданный по всем пунктам, закурил облегченно "косячок" - а его под белы рученьки и снова в лабораторию. Может ой как неловко получиться.
Впрочем, причина, по которой стоит ограничить наиболее рьяных начальников, чтоб они не бросились проверять сотрудников через день, может быть гораздо банальнее. Дело в том, что платить за анализы должен сам проверяемый. Следует позаботиться, чтобы чиновник не тратил львиную долю своей зарплаты, доказывая, что он не верблюд.
А сегодня вице-спикер от оппозиционной фракции христиан-демократов Леван Вепхвадзе на пленарном заседании, посвященном обсуждению законопроекта, предложил депутатам быть смелыми и решительными. И узаконить саму процедуру проверки.
"По инициативе президента проверка на наркотики должна проводиться при помощи исследования волоса. Это современная технология, которая дает возможность определить результат на длительный период, и если проверка будут проходить таким образом - запишите это в закон. Эта процедура даст возможность узнать, чем занимаются некоторые наши чиновники вместо государственной деятельности", - заявил Вепхвадзе.
Но вице-спикер от большинства Гиги Церетели обиделся на прозрачные намеки соперника. "Не надо забывать, что это инициатива правительства и в данном случае такие заявления со стороны оппозиции безосновательны", - возразил он.
Предложенная поправка не понравилась и председателю парламента. Давид Бакрадзе припомнил, что в своей инициативе президент упоминал политических фигур, а вовсе не государевых людей.
Хотя память у председателя парламента, прямо скажем, весьма избирательная. Президент изначально говорил о проверке чиновников. Более того, уже потом Саакашвили предлагал распространить эту практику и на частные компании. Так что этот аргумент Бакрадзе лучше бы не использовать.
Нельзя не отметить и его забавную логику. Выходит, что серьезным тестом нужно проверять политиков, а чиновников можно так, спустя рукава. Принюхаться - марихуаной не пахнет, и хорошо.
Ну, ничего. Все-таки худо-бедно, без поправок оппозиции, но закон с первого января войдет в силу. Может быть, тогда подобных хитроумных мыслеплетений в грузинском парламенте будет поменьше.