Мужчина и женщина

Великие победы виртуальной Грузии


В эти выходные многие СМИ облетела забавная картинка: Михаил Саакашвили с довольным лицом ведет выездное заседание правительства на фоне сталактитов и сталагмитов пещеры Сатаплиа близ Кутаиси. Таким образом он раскручивает новые туристические направления, что называется, личным примером. Саакашвили в роли рекламного агента - вот новая фишка во внутренней политике в этом году.

Это новая тактика грузинского лидера. Видимо, разуверившись в способностях подданных, он самостоятельно рекламирует все возможные курорты своей страны - купается в море в Батуми, ездит на болота в Анаклиа, где скоро собираются строить курорт, не боится лезть в пещеру...

Наверняка такая решимость принесет свои плоды. В блогах уже десятки людей вознамерились побывать в той же пещере - единственной в мире, где было проведено заседание правительства страны.

А в остальном год выдался довольно скучным для Грузии, привыкшей красоваться в заголовках мировых изданий. Не было войн, разгонов демонстраций, катаклизмов и всего прочего, что позволяет лидеру страны ощущать себя в первой десятке самых популярных людей планеты.

Скорее, это был год мелких, но обидных неудач. Россия все-таки становится членом Всемирной торговой организации. С этим в Тбилиси уже смирились даже самые антироссийски настроенные политики. Грузии, конечно, дадут возможность сохранить лицо, в ВТО для таких случаев предусмотрены специальные процедуры.

Но, тем не менее, неприятно. Идея закрыть России дорогу в ВТО была одним из элементов национальной внешней политики. Но в Тбилиси опять себя переоценили - забыли, что мировым центром принятия политических решений Грузия не является.

Впрочем, при отсутствии громких событий грузинские власти не сидели сложа руки. 2010-й, безусловно, был в республике годом креативных политических решений. Саакашвили, конечно же, раздражает, что в мире не поддерживают его искреннее стремление представить Россию "осью зла". Но вода камень точит. Теперь на рынок выброшен новый, грандиозный проект под названием "Грузия - центр Кавказа".

Для его раскрутки многое сделано. Например, телеканал "Первый Кавказский" получил неслыханный бюджет на будущий год в размере семи миллионов долларов. Это поможет ему начать вещать в регионах Северного Кавказа и вести там "подрывную пропаганду" от Олега Панфилова. Правда, первый блин "Первого Кавказского" вышел комом: канал не смог вещать на целевую аудиторию. На исправление ошибок есть полгода и многомиллионный транш.

В Тбилиси серьезно обеспокоены судьбой народов, живущих с российской стороны Главного Кавказского хребта. Именно поэтому в течение года были проведены две конференции о проблемах черкесов, участники которых "предложили" признать Кавказскую войну геноцидом черкесских народов. Парламент пока думает, придерживая на всякий случай этот, как ему кажется, важный козырь в борьбе с Россией.

В администрации президента Грузии явно увлекаются чтением "Википедии". Иначе откуда бы там узнали о существовании дидойцев - немногочисленной народности на юго-западе Дагестана, прямо у границы с Грузией. Снарядили гонцов, которые посмотрели и решили, что житье-бытье дидойцев - не сахар. На обратном пути, не откладывая в долгий ящик, написали от их имени петицию с призывом спасти народ и "собрали" при этом 15 тысяч подписей.

Но сотрудникам грузинской президентской администрации надо лучше читать "Википедию". Или с арифметикой у них совсем плохо. Потому что дидойцев на свете всего чуть больше двадцати тысяч человек, а в приграничном районе живет максимум половина.

Но в новой кавказской политике, безусловно, есть место и серьезным делам - например, попытке сорвать сочинскую Олимпиаду-2014. Причем изначально признается, что осуществить намеченное нереально. Тем не менее специальная комиссия в парламенте все-таки создана. Ее задача - донести грузинскую ложку дегтя до медовой бочки зимних Олимпийских игр.

Громкие события предыдущих лет лишили Грузию надобности прибегать к ее любимому способу привлекать внимание - самим творить события. В этом году, когда республика оказалась в информационном вакууме, пришлось вспомнить богатый опыт. Так был сконструирован шпионский скандал, в результате которого за решеткой оказались невинные люди, а вот теперь гремит дело о терроризме. Но эти постановки успехом на мировой арене уже не пользуются - актеры плохо играют.

Совсем недавно в Вашингтон улетел Тимур Якобашвили - одно из главных действующих лиц грузинской политики. Быть ему теперь послом. До этого он проталкивал другой большой грузинский внешнеполитический проект - признание Абхазии и Южной Осетии "оккупированными Россией территориями". Но в струю не попал. Оказалось, что у международного сообщества с "оккупантом" слишком хорошие отношения, чтобы серьезно реагировать на грузинскую пропаганду.

А вот экономики в списке больших дел грузинского руководства за год, прошедший со дня взрыва в Кутаиси, почти не было. Правильнее будет сказать, что в минувшем году в Грузии вообще не было экономики. Говорят, ударил кризис. Ростом безработицы озаботился даже парламент, обычно хорошо встроенный в саакашвилевскую машину.

Поднять пенсии до ста долларов в месяц оказалось невыполнимой задачей. Объем инвестиций падает. Чтобы их привлечь, президенту страны придется из пещеры в Кобулети отправиться лично копать фундамент под гостиницы. Конкурс на прием заявок от инвесторов продлевается уже в который раз. Никто не клюет.

Взрыв мемориала в Кутаиси стал не точкой отсчета некоей "новой Грузии", а скорее кульминацией процесса, запущенного Саакашвили с первого же дня нахождения у власти. Реальность подменена виртуальным миром, в котором есть все - большие успехи, гигантские стройки, свободные люди...

На самом же деле этим человеком движут только ненависть и ревность к России. Он не простит ей Абхазию и за это искоренит общую историю; он ненавидит Путина - и считает нужным ему подражать. За этот год Саакашвили не только плавал в Батуми и дрожал от холода в пещере. Он еще кое-что предпринял, чтобы вознести свою власть до небес.

Михаил Николозович поменяет конституцию, чтобы остаться навсегда. Он не уйдет просто так, потому что тогда разрушится цель и смысл его правления - образ внешнего врага, который он столько лет рисовал. Он запретил грузинам ездить в Россию, он сажает людей в тюрьму за то, что они были в Абхазии, он заставил народ думать так, как ему угодно.

Республика под его руководством превратилась в один сплошной полигон пропаганды. Со страниц газет, с экранов телевизоров, из блогов вываливается только спам о новой, свободной Грузии. Мир этим выдумкам не верит. Но с самими грузинами эксперимент по одурманиванию вполне удался. Сегодня не дай Бог сказать о том, что современная Грузия - это не светлый новый мир, а в лучшем случае подобие заурядной среднеазиатской "баевщины". Там нынче модно жить в виртуальном мире. И не стоит пока им в этом мешать.