Памятники, посвященные Великой Отечественной войне, нынче в отдельных постсоветских государствах не в почете. Именно из-за этого слова - "отечественная". Не желают бывшие собратья по Советскому Союзу именовать распавшуюся страну Родиной, стараются перечеркнуть, забыть, взорвать 70 лет совместной с россиянами истории.
И только в России монументы героям той войны продолжают множиться, не позволяя предать забвению великую миссию советского народа, который спас планету от "коричневой чумы".
Воздвигнутый в Москве памятник сержантам Мелитону Кантария и Николаю Егорову, водружающим знамя над Рейхстагом, - это напоминание о том, что Победу завоевали все нации СССР, без исключения. На заднем фоне, за скульптурной композицией, расположены 15 квадратных барельефов с самыми главными монументами, посвященными Великой Отечественной войне, в постсоветских странах. В том числе -взорванный год назад кутаисский мемориал.
Выступая на церемонии открытия памятника, премьер-министр России Владимир Путин выразил уверенность, что любые попытки разорвать исторические узы, связывающие народы бывшего СССР, будут безуспешными.
"Убежден, никто не в силах рассорить и ожесточить российский и грузинский народы, разорвать традиционно связывающие нас прочные человеческие духовные узы, а значит будущее - за добрососедскими, равноправными, истинно партнерскими отношениями России и Грузии. Мы к этому искренне стремимся", - цитирует премьера РИА Новости.
Взрыв кутаисского мемориала (который готовился ко дню рождения Михаила Саакашвили 21 декабря 2009 года, но произведен был на два дня раньше, чтобы опередить волну общественных протестов) Путин назвал "позорным актом государственного вандализма". Глава российского правительства отметил, что это вызвало "резкое неприятие и возмущение в мире и, прежде всего, в самой Грузии, поскольку народ не может быть с теми, кто разрушает память".
Российское общество (а монумент воздвигнут на народные деньги), напротив, созидает памятники, оберегая память. И это, по словам Путина, "свидетельство нашей общей воли, твердой решимости бережно хранить правду о героях, защищать ее от цинизма, варварства и лжи, совместно противостоять национализму, ксенофобии, экстремизму, какими бы внешне привлекательными лозунгами они не оформлялись". Наверное, свою речь российский премьер адресовал не только грузинскому руководству, но и московской и кавказской молодежи, недавно устроившим в столице массовые "разборки", которых не должно быть в многонациональной стране.
И все же главная идея памятника, выбитая на нем большими буквами, то, что "В борьбе против фашизма мы были вместе". И поскольку средства на памятник приходили из разных уголков Содружества независимых государств, премьер России отметил, что "духовное, нравственное наследие героев Второй мировой войны для подавляющего большинства по-прежнему свято". По его словам, Победа в Великой Отечественной войне "далась не только силой оружия, а прежде всего единством воли, мужества, стремлений многих народов".
Как добавил премьер, создание монумента содействовало "народной дипломатии" между Россией и Грузией. И сегодня на церемонии открытия присутствовали лидеры двух грузинских движений: Нино Бурджанадзе ("За единую Грузию") и Зураб Ногаидели ("За справедливую Грузию").
Экс-спикер грузинского парламента пожелала, чтобы новый памятник "стал началом восстановления нормализации отношений с учетом интересов наших народов, отношений, которые в принципе были бы во благо грузинского и российского народов, потому что, конечно же, ненормальные отношения не способствуют ни добрососедскому отношению, ни урегулированию тех проблем, которые еще существуют в этих отношениях". А экс-премьер Грузии Ногаидели, в свою очередь, выразил надежду, что "сегодняшний день станет залогом будущего российско-грузинских отношений". Именно 21 декабря 2010 года, а не события годичной давности в Кутаиси, подчеркнул он.
В том же духе выступил президент "Союза грузин в России" Михаил Хубутия, организация которого и занималась сбором средств на памятник. "Новый мемориал будет служить не только данью памяти нашим предкам, но и углублению дружбы будущих поколений народов России и Грузии", - отметил он.
Кстати, именно "Союз грузин" помог потомкам Егорова и Кантария присутствовать на знаменательном событии. В Москву приехали внук Егорова Алексей Корюгов, который в свое время окончил Суворовское училище и отслужил в космических войсках, и дочь Ирина Дорожкина, возглавляющая исторический музей в городе Рудня Смоленской области. Из Грузии прибыл внук Мелитона Кантария агроном Мираби Кантария.
Выступавшие на Поклонной горе сегодня не упоминали имя того, кому обязаны сегодняшним торжеством, но каждый обязательно попрекал инициатора взрыва в Кутаиси, унесшего жизни матери и ребенка, недобрым словом. Мэр Москвы Сергей Собянин предрек грузинскому лидеру "быстрое забвение", председатель Московского городского совета ветеранов войны и труда Владимир Долгих - "посрамление народом и историей". А чуть раньше начала церемонии открытия Владимир Жарихин, заместитель директора института стран СНГ, в эфире "Голосу России" назвал московский памятник "немым укором нынешнему президенту Грузии".
Лучшего подарка Михаил Саакашвили в день своего 43-трехлетия не заслужил.