Это на самом деле вполне себе рядовая история будней грузинской пропаганды. Война грузинской блогосферы с российскими спецслужбами напоминает сражение с ветряными мельницами. С воображаемым врагом ведет борьбу целый штат пропагандистов-волонтеров, которые валом спама обрушиваются на любого, упомянувшего у себя в блоге топоним "Грузия".
Мы не знаем, есть ли у российских спецслужб штат своих представителей в Сети. Но точно можем сказать, что грузинским спецслужбам никого не надо специально искать для идеологической борьбы в Интернете. Грузинские блогеры совершенно бесплатно и на самом высоком качественном уровне выполнят любую поставленную задачу.
Олег Панфилов в их дружном отряде совсем не белая ворона. Он - самый правильный блогер, вся деятельность которого в Сети осуществляется исключительно в рамках грузинского законодательства и на благо приютившей его страны. "Помните: 20 процентов территории Грузии оккупированы", - с таких слов начинается знакомство с его настоящей страничкой. Эта фраза, согласно новому закону, должна встречаться повсеместно - в меню ресторанов, на рекламных растяжках, на фасадах новых зданий, при въезде в страну. Властям пока еще очень трудно добиться от соотечественников его соблюдения. И Панфилов, похоже, стал первым человеком в Грузии, кто соблюл эту странную букву закона.
Он совсем не зря оказался в Грузии и стал таким ее патриотом, что оставил далеко позади всех остальных патриотов. Он нашел для финала своей карьеры идеальное место - где ненависть к России оплачивается по самой высокой ставке. Природа "феномена Панфилова" проста: больше всего на свете он ненавидит Советский Союз и считает Россию не только юридической, но культурной его преемницей. Впрочем, грузинских работодателей меньше всего интересует отношение блогера к канувшему в лету государству. А вот за антироссийскую пропаганду ему готовы хорошо платить.
Он стал одним из локомотивов нового телеканала - Первого Кавказского. История этого "альтернативного" русскоязычного телепроекта началась в январе 2010 года, однако вскоре прервалась, когда французская компания Eutelsat отказалась предоставлять свой спутник для вещания. Больше полугода коллектив простаивал. Когда вещание возобновилось, новый директор ПИКа Роберт Парсонс заявил о новых амбициях - вещать на все постсоветское пространство, причем в новом формате.
Впрочем, Олегу Панфилову нашлось место и в первой, неудавшейся, версии канала, и во второй. И хотя господин Парсонс уверяет, что новый проект идеологически ни от кого не зависит, на самом деле вещание финансируется грузинским общественным телевидением. Оттуда вместе с бюджетными деньгами пришли и бюджетные пропагандисты.
Олегу Панфилову удалось очень быстро ухватить суть грузинской блогосферы. Большинство ее представителей мало интересуются бедами собственной страны. Они настолько безнадежно отстали от жизни, что до сих пор борются с "совком", теперь в лице России. Реальности с ее насущными проблемами в их блогах нет. И в итоге это странное сетевое сообщество больше напоминает клуб советских диссидентов, которым забыли сказать, что случился 1991 год.
Для психики здорового человека эта среда опасна. Здесь все гипертрофировано. Из любого комментария случайного прохожего немедленно сварганят провокацию вражеских спецслужб. Какие бы события ни происходили вокруг Грузии и в мире вообще, блогерское зазеркалье уверенно превращает их в шестеренки "великого мирового заговора".
При всем том грузинская блогосфера взяла на вооружение самые кондовые приемы советской пропаганды. Она стала своего рода виртуальной моделью Грузии, какую строит Михаил Саакашвили. Почти все посты на русском языке выходят строго в рамках установленной модели. Если речь там идет о политике - то непременно поминаются "оккупация", "загнивающая" Россия и козни многочисленных врагов страны. А в постах, посвященных самой Грузии, обязательно появятся счастливые лица местных полицейских, новые здания в Батуми и роскошь иллюминации тбилисских улиц. Мы далеки от мысли, что грузинской блогосферой управляют спецслужбы кавказской республики. Этим блогерам никто и не нужен, они сами по себе являются идеально отлаженным механизмом пропаганды: знают, что и когда говорить, исключительно тонко чувствуют ту красную линию, которую нельзя пересекать. Они - шикарные цензоры для себя самих. Люди из Грузии приходят в Сеть не ради самовыражения - ради войны.
Если у вас есть блог в ЖЖ, если вас интересуют проблемы Кавказа и вам очень хочется привлечь посетителей, то с помощью грузинских блогеров это сделать очень легко. Напишите пост, вставьте в заголовок слова "Грузия" и "Россия", позвольте себе толику иронии по отношению к успехам Саакашвили - и все, посещаемость взлетит. На вас набросится куча обозленных людей, вас обязательно запишут в число агентов ФСБ. Негатива будет много, но для тех, кого не пугает популярность любой ценой, и этот вариант вполне приемлем.
"Феномен Панфилова" заключается как раз в том, что в Грузии этот человек нашел среду, которую давно искал. Все, что он умеет делать - это быть диссидентом. Однако в России за это уже не платят, а в Сакартвело - благодатная среда, не только с заказом на пропаганду, но и с идейными соратниками. В их обществе можно заниматься тем, что больше нигде никого уже не интересует.