Мужчина и женщина

Шемякин верит в Кавказ и надеется на Путина

"Привет, Миша", - по-товарищески поприветствовал Шемякина премьер-министр. В Брюссель он прилетел по более важным делам, но все же улучил минуту для встречи с художником. Российскому премьеру импонирует общаться с известным скульптором, парижским другом Владимира Высоцкого, подарившим ему аудиозаписи барда. Шемякин, в свою очередь, тоже никогда не упускал возможности приблизиться к сильному мира сего. А два года назад с сумасшедшинкой, присущей творческим людям, рассказывал, как Владимира Владимировича буквально отлучили от шемякинского творчества люди вроде вице-премьера Игоря Сечина.

"Путин вообще и по сегодняшний день думает, что у меня все в порядке. Но есть некая фигура, господин Сечин, которая руководит входами и выходами, и уже шесть лет он меня на пушечный выстрел не подпускает к Путину. И заметьте, за все это время ни одной награды - мне они не нужны, может быть, я бы даже отказался. Но всех награждают за заслуги перед Отечеством", - жаловался он петербургским журналистам. Из-за "приближенных", по словам Шемякина, не были реализованы понравившиеся Путину проекты памятников Гофману и лендлизу.

Подозрения всемирно известного мастера о плетущихся против него интригах могут быть, мягко говоря, субъективны. Кто не знает знаменитую историю о том, как он пальнул из пистолета во французском ресторане? "Он (Высоцкий) запел "А где твой черный пистолет", и я в пьяном угаре подумал: "Мама родная, пистолет-то, он здесь", я же охраняю Высоцкого - и ба-бах из пистолета. Уже полиция подъезжала, но мы сделали вид, что идем трезво, - и за угол", - рассказывал об этом случае сам Михаил Михайлович.

На психику Шемякина в свое время очень сильное воздействие оказали советские медики, уложив непонятого гения "на дурку". После лечения он не мог даже карандаш держать в руке. Спасли его горы и монастыри Сванетии и Армении, в которых он пережил жуткие ломки, знакомые всем пациентам психоневрологических клиник. Но смотреть на мир стандартно так и не стал, на всю жизнь оставшись "инакомыслящим". Это заметно и по его памятнику Петру I в Петропавловской крепости, и по венецианскому "Казанове", не говоря о живописных и графических работах.

В общем, никакого заговора в премьерском окружении, скорее всего, не было, да и встреча Путина с Шемякиным вчера все-таки состоялась. На ней русский парижанин с американским паспортом поделился последней своей мечтой - открыть во Франции центр северокавказских художников. http://www.georgiatimes.info/news/51761.html Надо отметить, что сам Михаил Михайлович причисляет себя не просто к русским, а именно к русским кавказцам. Его отец, по происхождению кабардинец, был усыновлен русским белогвардейцем по фамилии Шемякин. Но это не мешает художнику относить себя к очень древнему адыго-черкесскому роду Кардановых.

Путин сказал лишь, что выведение кавказской культуры на европейский уровень - "это хороший проект". Обещание помочь пресса отнесла бы к обязательствам, а ведь сначала надо все просчитать. Дело в том, что с идеей открытия художественных центров во Франции и в Нальчике авангардист носится уже не первый год. Некоторое время назад президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков имел неосторожность пообещать прославленному кабардинцу финансовую помощь, но что-то у него не заладилось, и на звонки Шемякина он отвечать перестал. За "подставу" художник осыпал его заслуженными упреками: "Каноков побывал у меня, осмотрел помещение площадью 2 тысячи квадратных метров на территории замка Карла VII и согласился профинансировать его реставрацию... В Нальчике также должен был строиться Центр изящных искусств площадью до 8 тысяч квадратных метров. Все это было проанонсировано, попало в прессу и широко обсуждалось. И после этого Каноков с обещанной финансовой поддержкой просто исчез, ему невозможно дозвониться, и никаких денег, естественно, нет. Он поставил меня в такое положение, что я сам должен найти деньги и все отреставрировать, потому что если господину Канокову наплевать и на меня, и на свой народ, то мне не наплевать", - цитировал Шемякина Snob.ru год назад.

В Нальчике действительно центр до сих пор не строится, рассказала GeorgiaTimes искусствовед из Кабардино-Балкарии Жуахар Аппаева. И отметила, что президенту республики в связи с контртеррористической операцией сейчас не до изящных искусств.

- Канокову некогда. Вы видите, какая у нас обстановка? Ему даже экономикой некогда заниматься, не то что культурой. Шемякину Путин поможет, он же с ним встречался в Бельгии.

- Если центр северокавказских художников во Франции откроется, с чем туда могут поехать кабардино-балкарские художники?

- У нас есть очень неплохие художники, некоторые международного уровня. Другое дело, поездки же надо будет финансировать, а кто будет это делать - уже другой разговор. У нас есть художник Руслан Шамеев, скульптор Арсен Гучапшев, Рустам Тураев, Анатолий Жилов, Ибрагим Джанкишиев, Лиуан Ахматов.

- Как вы думаете, будет ли их творчество интересно европейским ценителям искусства?

- Они все имеют некую национальную окраску. Это не избито. Для европейцев это будет что-то новое. Думаю, интерес возникнет.

Во французском центре предполагается показывать творчество всех республик Северного Кавказа, в том числе - Адыгеи, где живет родственный кабардинцам народ. В конце прошлого года Шемякин посетил Майкоп со своей выставкой графики. Во время визита он осматривал местный Музей Востока и работы северокавказских художников. Свое мнение о них он придержал, но зато откликнулся на идею руководства местного госуниверситета открыть в столице Адыгеи филиал своего французского Института психологии и философии творчества. Подобный проект уже осуществлен в Петербурге при содействии Владимира Путина.

Как заявил художник, он мечтает вывести российский интеллектуальный потенциал на международный уровень, а для этого надо помогать молодым талантам. Но пока реальных шагов к открытию филиала в Адыгейском госуниверситете не сделано, сообщила GeorgiaTimes Елена Абакумова, заведующая кафедрой изобразительного искусства: "Такой разговор был, но пока ничего не определено. Пока все на словах". Что касается французского центра для художников Северного Кавказа, то собеседница нашего издания заверила: "Естественно, как и в каждом регионе, у нас есть своя художественная среда".

- Сам колорит искусства Адыгеи очень интересен, - дополнил коллегу культуролог Сергей Раздольский. - В ядре нашей культуры очень важные ценностные компоненты, такие как человечность, почтительность, разум, мужество и честь. Эти компоненты, доминирующие в культуре адыгов, наши художники пытаются донести до зрителя. Хотя изобразительное искусство адыгов, я считаю, пока находится в стадии становления, так как у нас оно появилось, когда пришла советская власть.

Шемякин, рассказывая о задумке, по-своему объяснял, почему на Западе искусство народов Кавказа вызывает любопытство: "Поначалу это было связано с конфликтами на Кавказе, в основном с Чечней, но постепенно интерес стал распространяться дальше - что же это за народ такой таинственный, бунтующий, воинственный? Что за история у этих народов, почему происходят столкновения с россиянами, какова история этих старинных войн".

Открытие центра северокавказских художников в Европе отвечает и российским интересам, уверен Шемякин. "Я хочу создать центр, чтобы молодые художники обучались в нем, чтобы оторвать молодых людей от каких-то фундаменталистских идей", - сказал он на встрече с Путиным. Конечно, боевик не променяет автомат на кисть и краски, но окно в Европу, прорубленное для земляков русским кабардинцем с мировым именем, укажет на мирные пути служения малой родине хотя бы юным жителям Северного Кавказа.