Мужчина и женщина

Сочинский выход из карабахского тупика

Подобные встречи проводились уже неоднократно - и каждый раз заканчивались полным отсутствием результата. Все страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ очень заинтересованы в том, чтобы Нагорный Карабах обрел хоть какой-нибудь статус. Однако Баку упорно твердит, что исход переговоров зависит исключительно от Еревана.

Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, комментируя предстоящую встречу, напомнил, что в минувшем году в Канаде на уровне американского, французского и российского президентов был принят документ по урегулированию карабахского конфликта. "Это заявление должно быть выполнено. Поэтому работа над этим вопросом продолжается, и я думаю, что США, Россия и Франция готовы к продвижению в вопросе решения карабахского конфликта. Наши усилия состоят в том, чтобы войска Армении покинули территорию Карабаха", - подчеркнул Мамедъяров.

Соглашение - козырная карта Ильхама Алиева. Оно свидетельствует о том, что азербайджанская позиция находит в сердцах мирового сообщества больше откликов, чем армянские воззвания к справедливости. Правда, без практической реализации подобному документу - грош цена. Термин "оккупация", которым оперировали участники "Большой восьмерки" в Торонто, отражает заинтересованность мировых лидеров в определенном исходе событий. Поэтому Азербайджану особенно приятно осознавать, что западные державы в случае неуступчивости Армении готовы дойти даже до введения санкций.

Армения же пока продолжает участвовать в дискуссиях, придерживаясь собственного мнения по этому вопросу. Она готова одобрить не более 90 процентов всех документов, которые должны подписать конфликтующие стороны. В то время как Россия активно склоняет соседей к миру, Ереван прекрасно понимает, что даже немая поддержка Кремля - серьезное подспорье. И в этом случае подписание "пакта о ненападении" может ознаменовать победу российско-армянской дипломатии.

Вашингтон, который не меньше Еревана и Баку заинтересован в разрешении нагорно-карабахского конфликта, не удержался и уже высказал свою точку зрения на то, что будет происходить в Сочи. Посол США в Азербайджане Мэтью Брайза очень пространно рассуждал о мире в регионе, при этом красноречиво умалчивая о событиях в Южной Осетии в 2008 году и перманентной операции в Афганистане. Также американский дипломат ни слова не сказал об азербайджанских снайперах, которые находятся возле территориальных границ в Нагорном Карабахе. Хотя о необходимости устранить это недоразумение три президента говорили еще в ноябре прошлого года, на встрече в Астане.

Остается только Грузии найти место, которое она занимает в геополитике Южного Кавказа. Грузинские власти, ранее не стеснявшиеся решать вопросы насильственным путем, должны проанализировать свои действия и сделать вполне очевидный вывод. Поскольку сам сюзерен не готов вмешиваться в нагорно-карабахский конфликт и портить отношения с Азербайджаном и Турцией, официальный Тбилиси, видимо, тоже должен выбросить белый флаг и абстрагироваться. Хотя ранее Михаил Саакашвили не раз признавался, что чувствует с Ильхамом Алиевым особую близость и готов стать с ним "единым организмом".

Исходя из нескольких встреч, становится понятно: Алиеву время от времени приходится напоминать, чтобы милитаристская риторика из его уст звучала как можно реже. Однако даже если стороны придут к соглашению о ненападении, фактически ситуация останется неизменной. И есть вероятность, что сочинские переговоры окажутся такими же безрезультатными.

"Ведь причиной того, что нет войны, является не подписанная бумага или договор, а нежелание возобновлять ее как с азербайджанской, так и с армянской стороны. Алиев же, в силу своих интересов, пытается сопротивляться, и, кажется, на него вряд ли удастся очень сильно надавить в этом вопросе, так как аргументов для этого не очень много", - цитирует директора Института Кавказа Александра Искандаряна ИА Regnum.

Тем не менее, принимая во внимание канадское соглашение, Армении тоже выгодно, чтобы процесс поиска консолидированного мнения по Нагорному Карабаху остался без движения. И так как год назад сопредседатели Минской группы ОБСЕ выдали России для этой цели практически карт-бланш, сегодня никто не покинет Сочи обиженным.