19 декабря глава парламентской комиссии по поставкам оружия в Грузию Валерий Коновалюк выступил с отчетом по итогам расследования. И еще раз повторил: Грузия получала украинское вооружение по распоряжению президента Виктора Ющенко. Причем по демпинговым ценам. К тому же 90 процентов выручки куда-то исчезло. По мнению председателя комиссии, тоже не без участия президента. Таким образом, обороноспособности Украины был нанесен ощутимый ущерб. В завершение своего доклада Коновалюк предложил объявить Ющенко импичмент.
Однако Рада решила вместо импичмента вынести предупреждение президенту. Материалы же расследования будут отправлены в Генпрокуратуру для изучения, а сама комиссия, завершившая свою работу, - распущена.
На следующий день в стенах парламента появился первый заместитель начальника генштаба Украины генерал-полковник Геннадий Воробьев. Он постарался опровергнуть выводы Коновалюка, сообщив, что никакого урона для боеспособности Украины от продажи оружия не последовало.
По его словам, государственной программой развития вооруженных сил Украины на 2006-2011 годы предусмотрено избавление от определенной части систем вооружения и боевой техники. Все лишнее было передано в 2006 году соответствующим департаментам Министерства обороны для принятия решения о его дальнейшем применении. Генерал заявил, что поставка оружия шла именно из «излишков», не подпадающих под программу развития.
Воробьев также сообщил, что зенитно-ракетный дивизион "Бук-М1", который продала в Грузию государственная компания "Укрспецэкспорт", «еще в 2006 году был признан отработавшим срок эксплуатации и в том же году отправлен на Балаклейский завод для ремонта», цитирует Вовремя.info.
"Выведение этого дивизиона из боевого состава происходило в соответствии с решением кабинета министров Украины и не привело к снижению боевой готовности соединений и частей вооруженных сил", - подчеркнул Воробьев, добавив, что Украина страдает от излишков средств ПВО.
Далеко не все парламентарии и военные эксперты согласны с утверждениями генерала и продолжают настаивать на том, что обороноспособности страны все-таки был нанесен существенный урон. Причем не только из-за поставок в Грузию.
Так, Александр Стеценко, экс-заместитель министра обороны Украины, признал, что после августовской войны Киев потерял возможность провести модернизацию ПВО. Почему? Стеценко дал такое разъяснение в «Комсомольской правде»:
«С 2003 года я вел переговоры о модернизации с российскими разработчиками наших систем С200, С300 и «Бук». И, наконец, получил разрешение модернизировать эти системы на украинских предприятиях (Москва обещала передать необходимую техническую документацию - CЧ). Это дало бы возможность создать новые рабочие места, получить прибыль, а, главное, мы бы сэкономили десятки миллионов долларов, модернизировав свои системы ПВО, продлили бы их жизнь на десятилетия. Но все пошло прахом - сотрудничество с российским ВПК теперь заморожено».
Экс-глава парламентской комиссии по обороне коммунист Георгий Крючков предположил, что из-за «политического братства» Саакашвили с Ющенко Россия перестанет поддерживать украинскую оборонную промышленность.
«Что мы имеем в результате того, что Украина очень сильно оснастила грузинскую армию для агрессии против Южной Осетии? - заявил он на круглом столе по обороне в Киеве. - Мы, по сути, окончательно испортили отношения с Россией. Реальной является возможность отказа Москвы от поставок украинских комплектующих для производства российской военной продукции. Россия вполне может производить их сама. Это поставит украинские предприятия оборонки на колени. Через 2-3 года Украина утратит отечественный ВПК. Без оружия останутся и вооруженные силы Украины».
Не исключено, что эти и подобные им резкие заявления сыграли свою роль в активности Партии регионов. 22 декабря первый заместитель лидера ее фракции в Раде Александр Ефремов потребовал, чтобы работа комиссии по поставкам оружия в Грузию была продолжена. Тем более что, по мнению «регионалов», спикер Владимир Литвин сфальсифицировал решение о ее роспуске. Дескать, по регламенту для продолжения деятельности комиссии достаточно было получить 150 депутатских голосов, а вовсе не 226, как объявил спикер.
Однако Литвин утверждает, что все было сделано в соответствии с принятым регламентом. И если, мол, Партия регионов желает продолжить расследование поставок, ей просто нужно внести в парламент проект соответствующего постановления.
Сергей Чайкин