Такую информацию распространило, в частности, агентство «Кавказ-пресс», опубликовав интервью с генеральным секретарем партии «Движение за единую Грузию» Экой Беселия. Как она подчеркнула, объединенная оппозиция намерена сменить тактику своих действий и потому решила отказаться от акции протеста, которая была намечена на 25 января.
«На данном этапе нет времени для одноразовых предупредительных митингов, - пояснила Беселия. - Необходимо изыскать более эффективные пути для смены власти в Грузии».
Некоторые подробности об «эффективных путях» стали известны «Интерфаксу» от источника в объединенной оппозиции. В настоящее время, сообщил он, проходят консультации между всеми противниками действующего режима по выработке совместного меморандума. В этом документе и будет выдвинуто требование к Саакашвили до 15 марта снять с себя полномочия главы государства.
В тот же день, 14 января, было обнародовано официальное заявление объединенной оппозиции.
«Мы упраздняем все намеченные ранее предупредительные акции, - цитирует его «Интерфакс», - и призываем оппозиционные силы в кратчайшие сроки завершить консультации по началу единого движения протеста».
Имеется в виду, что успех возможен лишь при интеграции всех сил, не согласных с политикой существующей ныне власти. Только после этого и следует начинать акции протеста, которые приведут к должному результату.
В ранее намеченном на 25 января митинге в центре Тбилиси с требованием отставки Михаила Саакашвили собирались принять участие «Консерваторы». «Партия народа» и «Движение за единую Грузию». А всего в Грузии, уместно заметить, больше десятка оппозиционных партий. Сама же идея этой акции была оглашена 6 января устами той же Эки Беселия через информационное агентство «GHN».
Что же касается других оппозиционных сил, то высказывания лидеров некоторых из них пока весьма сдержанны. Так, Леван Бердзенишвили, глава республиканцев, сообщил, что вопрос об участии его партии в подобных акциях не рассматривался.
Не продемонстрировали особого энтузиазма и лейбористы, которые могли бы стать серьезным пополнением блока несогласных. «Мы отдаем предпочтение импичменту президента - этот процесс уже инициирован нами и будет доведен до конца», - приводит «Коммерсант» слова генсека Лейбористской партии Иосифа Шатберашвили
Действительно, еще 29 декабря партия начала сбор подписей депутатов парламента, которые поддерживают идею импичмента. А 12 января Шатберашвили в добавление к прежде звучавшей критике обвинил, по информации разных изданий (Вести.ру и других), президента в растрате государственных денег. Генсек лейбористов подсчитал, что новогодние праздники, которые семья Саакашвили провела в США, обошлись бюджету страны в более чем 150 тысяч долларов.
Желания присоединиться к «единому фронту» не выказали и другие влиятельные оппозиционные силы. В их числе и партия Нино Бурджанадзе «Демократическое движение - Единая Грузия», чей представитель, правда, оговорился: мол, пока решение не принято. А Ираклий Аласания, которого называют кандидатом в президенты Грузии от новой администрации США, и вовсе воздержался от комментариев.
Впрочем, для того инициаторы создания широкого блока оппозиционных сил и ведут активные консультации с разными партиями, чтобы убедить, договориться, выработать программу совместных действий. Начав с подготовки меморандума.
Если все это удастся сделать, но требование об отставке президента властями не будет услышано, тогда-то оппозиционеры и перейдут к организации широкомасштабных антиправительственных акций по всей стране.
А тем временем в эфире местного Первого канала мэр Тбилиси Гиги Угулава заявил о том, что власти Грузии не намерены проводить досрочные выборы, поскольку на них необходимы серьезные средства. «В условиях экономического кризиса каждая копейка должна пойти на нужды населения, а не на политиков», - заключил Угулава.
Можно, конечно, предполагать, что это выступление - своего рода упредительный шаг. Чтобы заблаговременно пригасить страсти. Но и без того, как считают некоторые грузинские политологи, поднимаемая сейчас объединенной оппозицией волна ограничится протестными акциями.
Потому, дескать, что вряд ли к упомянутой радикальной троице кто-то захочет примкнуть. На что имеются свои причины. Их, например, называет в «Коммерсанте» независимый эксперт Давид Авалишвил. Радикальная оппозиция, говорит он, растеряла доверие протестной части социума, которое было год назад. «Они не смогли добиться смены власти, даже несмотря на то, что собирали стотысячные митинги. А мобилизовать такой же ресурс ей вряд ли удастся. Нужны новые лидеры и новые идеи».
Артем Горбунов