О том, насколько сильны позиции Кокойты и его сторонников, говорит недавняя ситуация с интригой относительно его возможного выдвижения на третий срок. Президент Южной Осетии не пошёл на нарушение Конституции страны и подтвердил, что не собирается участвовать в предстоящем голосовании. Примечательно, что это решение ни в коем случае не пошатнуло позиции уходящего главы южноосетинского государства. Ни о каком превращении в "хромую утку" и речи не идет, как этого могли ожидать его конкуренты. Скорее даже наоборот, продемонстрированное уважение к основному закону страны только увеличило его популярность в народе. Именно поэтому уход Кокойты с его нынешнего поста ни в коем случае не будет означать исчезновение с политического поля. Он и сам это понимает. "Я не собираюсь уходить из политики и буду помогать новому президенту доводить все начатые дела до логического конца. Народ мне поверил, он пошел за мною, и я ощущаю на себе эту ответственность. Во время президентских выборов в 2006 году я не принимал участия в предвыборной кампании. Я обратился к народу с просьбой дать оценку моей деятельности, и я благодарен людям за высокую оценку моего труда. 97% доверия со стороны населения республики - самая высшая оценка", - заявил недавно Кокойты в интервью японской газете "Майнити".
Скорее всего, после проведения президентских выборов он займет место в одной из партий, а со временем окажется в парламенте. Фамилию же сменщика президента пока назвать сложно. В качестве главного претендента на то, чтобы встать у руля республики, называется нынешний генеральный прокурор РЮО - Таймураз Хуагев. Он входит в ближайшее окружение Кокойты, заодно имея с ним и родственные связи. Расширить список кандидатов могут и лидеры парламентских фракций - коммунист Станислав Кочиев и глава партии "Единство" Зураб Кокоев. Нельзя забывать и о после Южной Осетии в РФ Дмитрии Медоеве, которому географическая отдаленность от Цхинвала не мешает оставаться в центре политической жизни республики.
Однако все эти фигуры в целом так или иначе связаны с нынешним президентом. Оппозиция же, которая могла бы помешать операции "Преемник", слаба и разрозненна. Говоря о наиболее примечательных фигурах в стане радикальных соперников Кокойты, нельзя не упомянуть главного тренера сборной России по вольной борьбе Джамболата Тедеева и бизнесмена Алана Джуссоева. Но их вряд ли можно назвать "лидерами оппозиции", поскольку под их стяги готово встать не такое уж большое количество людей. Тем более что никакой программы развития страны они так до сих пор и не представили. Их недавнее решение о создании некоего "Народного фронта" по борьбе с руководством РЮО выглядит лишь неумелой калькой с инициативы Владимира Путина по созданию ОНФ, а главные лозунги связаны с непременным уходом Эдуарда Кокойты. В остальном же они, фактически, ничем от нынешнего президента РЮО не отличаются. И Джуссоев, и Тедеев говорят о необходимости сближения с Россией и невозможности возвращения под суверенитет Тбилиси. Но ведь точно такие же слова доносятся из Цхинвала и сейчас. Так что пока все попытки поднять народ против нынешних властей Южной Осетии говорят лишь о желании заполучить власть, а не об их понимании, что с этой властью делать. Некоторые вопросы могла бы разрешить недавно опубликованная олигархом Джуссоевым статья о будущем республики. Но она оказалась набором банальных выражений и штампов и весьма разочаровала многих людей, прежде готовых идти за этим человеком.
Кстати, сам Эдуард Кокойты заметно активизировал диалог с оппозицией - пусть и с умеренной её частью. Широко освещались его встречи с лидером партии "Справедливость" Вячеславом Гобозовым и общественным деятелем Леонидом Кочиевым. Которые, кстати, ранее достаточно тесно сотрудничали с тем же Джуссоевым. Так что, несмотря на обвинения в неспособности к открытым переговорам со своими конкурентами, президент Южной Осетии весьма умело ведет свою политическую интригу.