К премьер-министру Турции уже обратилась "Ассоциация помощи и солидарности пострадавшим". Она призывает Эрдогана принять все необходимые меры для освобождения своих соотечественников из тюрем Грузии. Все дело в том, что 90 процентов заключенных осуждены незаконно. По словам председателя ассоциации Нури Капутоглу, большинство турок обвиняются в коррупции и содержатся в тюрьмах в невыносимых условиях.
И это не голословные заявления. К примеру, житель города Паци, Сердал Гоксу, сейчас отбывает срок в одной из колоний республики вместе с двоюродным братом по обвинению в даче взятки. Родственники Сердала рассказывают: отслужив в армии, он уехал в Грузию и нашел там работу, но вскоре был арестован. Суд признал Гоксу виновным, дал ему пять лет тюрьмы и обязал выплатить штраф в размере нескольких миллионов долларов. Еще большая кара постигла двоюродного брата Сердала - он получил 12 лет. В семье Гоксу уверены, что свидетелей попросту подкупили.
Ранее мы писали: Приключения инвесторов в Грузии
Беззаконием, которое творится в хваленой пенитенциарной системе Сакартвело, уже никого не удивить. Причем на нары отправляют как своих, так и чужих. В апреле на слуху была история с арестом турецкого бизнесмена, директора компании Doruk Nut and Rood Company Иямана Чагатая. По данным следствия, три года назад инвестор получил по программе льготного кредитования почти два миллиона лари из бюджета Грузии на строительство фабрики по переработке цитрусов, но не выполнил взятых обязательств и якобы присвоил себе более миллиона лари. Как сообщали СМИ, Чагатай мог оказаться в тюрьме более чем на десять лет. С тех пор о турке - ни слуху, ни духу. Вполне вероятно, что сейчас он вместе с другими своими соотечественниками томится в застенках. А условия там, надо сказать, не из лучших.
Буквально на днях из отчета Народного защитника Грузии Гиоргия Тугуши стало известно, что в тюрьмах республики только за первый квартал этого года умерло почти сорок человек, что превышает прошлогодний показатель на треть. Вместе с тем неправительственные организации уже не раз требовали от властей обеспечить хотя бы нормальную вентиляцию в камерах, но их обращения не находят абсолютно никакого отклика. "Полиция республики уже несколько лет является репрессивным инструментом в руках правящей группировки, - говорит грузинский парламентарий Петре Мамрадзе. - Это самое страшное, и об этом немало написано на Западе. Там прямо говорят, что в Грузии делят людей на тех, кому сначала подбросить наркотики, а кому оружие, чтобы потом арестовать".
Ранее мы писали: Грузинский экспорт смерти
Сейчас Сакартвело занимает пятое место в мире по количеству арестованных людей на тысячу человек. Возможно, до поры до времени международные организации будут закрывать на это глаза. Как-никак, внутренне дело суверенной страны. Но если предположить, что в одной их тюрем умрет гражданин другого государства, например, Турции, то Саакашвили придется несладко.
В "Ассоциация помощи и солидарности пострадавшим" говорят о том, что в данное время в исправительных учреждениях Грузии находится 31 гражданин Турции. Весной этого года Тбилиси по договоренности с Анкарой освободил 17 человек. Наверное, неспроста. Ведь за первую половину этого года Турция стала крупнейшим торговым партнером Сакартвело, полным ходом идет строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Более того, турки хотят строить в Грузии четыре новых гидроэлектростанции. И ссориться с Анкарой для Михаила сейчас крайне невыгодно.
После того как в мае Саакашвили отпустил почти два десятка турок на свободу, признав произвол со стороны властей, Эрдоган пообещал родственникам остальных заключенных, что поможет и им. Находясь в Тбилиси, премьер-министр подчеркнул, что Турция "всегда стояла рядом с Грузией", и продолжит это делать. "Грузия не только наш сосед, в это же время она наш друг", - говорил он.
Что ж, насколько крепки дружеские связи межу странами, покажет "добрая воля" президента Грузии в отношении ни в чем не повинных турок, томящихся в казематах Сакартвело. Если таковая, конечно, имеется.