ют его подельники. Последним стало позорное увольнение всемирно известного режиссера Роберта Стуруа. После того как за него вступились знаменитые британские актеры, скандал вокруг изгнания мастера из театра Шота Руставели приобрел международный масштаб. Репутацию Мишико и его клики на Западе и так уже можно выжимать, поэтому объясняться с англичанами пришлось самому министру культуры Нико Руруа.
Увольнение Роберта Стуруа с поста художественного руководителя театра Шота Руставели по причине его якобы ксенофобских высказываний стало еще одним гвоздем, забитым в гроб "демократического" реноме Мишико на Западе. После провала своей военной авантюры три года назад президент Грузии, похоже, окончательно потерял всякий стыд и стал действовать по принципу "после меня хоть потоп". В общественно-политическом плане это наиболее ярко проявилось в кровавом разгоне мирной демонстрации на проспекте Руставели, в культурном - в изгнании Стуруа из театра Руставели. Причем Саакашвили прекрасно понимает, какой удар это нанесло его заботливо взлелеянной репутации современного лидера западного образца, от которой и так уже мало что осталось. Иначе бы его подручные после громкой отставки не пытались уменьшить резонанс с помощью подачки в два спектакля в год, которую предлагал оскорбленному режиссеру управляющий его уже бывшим театром Заал Чикобава.
Читайте также: Саакашвили мстит армянам за отца
Затем это косвенно признал и уволивший живого классика грузинский министр культуры Нико Руруа. "Он был освобожден с должности художественного руководителя театра имени Руставели, однако может ставить спектакли как в театре Руставели, так и в любом другом театре, - попытался пойти на попятный опозорившийся бюрократ в интервью латвийскому изданию "Телеграф".
Его коллеги привыкли покупать лояльность оптом и задешево, только вот Стуруа оказался не из разряда саакашвилиевских лизоблюдов. "Меня сначала выгнали. Теперь говорят: поставь два спектакля, и мы хорошо тебе заплатим. Что, я больше не ксенофоб? Я не герой. Я просто человек. Свободный человек. Я ведь должен уважать себя. Получается, что я должен сделать шаг, который не очень садится в рамки моей совести, - отреагировал на предложение прежнего подчиненного режиссер. - Если я вернусь в театр, то вернусь бесчестным. Меня унизили, оскорбили, обвинили в расизме, а теперь говорят - вернись, мол, дорогой, и мы тебе хорошо заплатим".
К чему Стуруа возвращаться? Очередной афронт маэстро, видимо, стал неожиданностью для властей, так что им пришлось спешно дезавуировать свое "великодушное" предложение.
"Министерство культуры не делает такого предложения. Это не наша прерогатива. Что касается заявления Роберта Стуруа, я с ним не знаком, и его содержание надо проверить у управляющего театром Заала Чикобава", - заявил незадачливый главарь грузинской культуры. Я не я, и корова не моя, в общем.
А Стуруа хоть и переживал из-за разрыва с родной почвой, но горевал не слишком. Уж он-то без работы точно не останется. И нынешним контрактом с калягинским Et Cetera его возможности не исчерпываются. Грузинского парию сразу же пригласила в Лондон его давняя соратница - продюсер Тельма Холт, в сотрудничестве с которой он поставил один из лучших британских спектаклей последнего полувека, "Гамлета" с Аланом Рикманом.
"Когда меня выгнали, Тельма написала мне письмо: приезжай в Лондон, живи, не надо думать о финансах, посмотри, что происходит в лондонских театрах, и потом в 2012 году поставь спектакль. Я с удовольствием поехал бы сейчас в Лондон и пожил бы там два месяца, походил бы в театры. Ведь обычно я не могу смотреть спектакли - потому что, когда приезжаю в Великобританию, да и в любую другую страну - постоянно работаю. Сейчас я полагаю, что приму предложение Тельмы, - поведал режиссер "Российской газете".
Читайте также: Роберт Стуруа etc.
Так что он из-за своего увольнения ничего не потерял. "Освобождение Стуруа с должности худрука - это "оголение" грузинского театра. И это вовсе не решение какого-то вопроса, а попросту... отстранение. Но возможно ли "отстранить" Стуруа от театра? Ведь он всегда был камертоном грузинской сцены. Его спектакли - это мастер-классы для режиссеров разных поколений. Стуруа останется Стуруа. Это мы его теряем!" - с горечью констатировала театровед Ирина Гогоберидзе.
Но что безродной американской марионетке до грузинской культуры? Тьфу и растереть. Но вот когда на сторону гениального и принципиального упрямца стали всемирно известные британские артисты, дело приняло совсем другой коленкор. О Стуруа не забыла не только Тельма Холт, но и Алан Рикман, и великая Ванесса Редгрейв. Они сразу отмели смехотворные обвинения режиссера в ксенофобии
"Мы впали в шок, когда узнали, что министр культуры Грузии на основании ксенофобских заявлений освободил Стуруа от должности художественного руководителя. Это произошло после того, как режиссер подверг грузинские власти открытой критике. Наши отношения с этим признанным на международном уровне режиссером начались 30 лет назад, когда он в 1979 году привез в Лондон поставленный им спектакль "Ричард Третий". Тогда этот спектакль, на фоне международного напряжения, снискал большое признание. Нас связывают со Стуруа как дружеские, так и коллегиальные отношения, - отметили он в коллективном послании грузинскому руководству, которое опубликовала британская Guardian. - Мы не можем поверить, что именно ксенофобия стала реальной причиной принятия решения об увольнении Стуруа. Это, видимо, стало лишь предлогом для увольнения признанного живого сокровища грузинского театра. Мы выражаем надежду, что президент Грузии Михаил Саакашвили пересмотрит решение об увольнении Стуруа". Понятное дело: восстановить в должности непокорного режиссера после всего, что было, Саакашвили не может. Это значило бы расписаться в капитуляции. А гроза красных галстуков после августа 2008 года такого себе не позволяет. Но международный скандал ему нужен еще меньше. Отдуваться снова пришлось формальному виновнику этой заварухи.
Читайте также: "Многонациональный" театр одного режиссера
Получилось у него не очень. "Согласен с британскими актерами, что Роберт Стуруа внес большой вклад в развитие грузинского и мирового искусства, но они не до конца осознают последние выступления режиссера. В разных интервью он высказал оскорбительную критику в отношении этнических меньшинств и заявил, что он не желает, чтобы у страны был президент, представляющий этнические меньшинства (особенно армянин), - поспешил сообщить непонятливым англичанам Нико Руруа. - В Грузии свобода выражения, но ксенофобские заявления со стороны государственного деятеля неприемлемы".
Перефразируя еще одного уважаемого на Западе классика, все смешалось в голове бедного министра. Если Стуруа и позволял себе критику, то только в адрес одного конкретного человека - президента, которого справедливо считает бездарным правителем и фурункулом на теле многострадального грузинского народа. Если кто и является настоящим ксенофобом, так это сам Саакашвили, усиленно скрывающий свое армянское происхождение, будто в нем есть что-то постыдное. И уж точно художественный руководитель театра, даже такого значимого как театр Шота Руставели, не является государственным деятелем. Общественным - да, но не более. И он имеет полное право на частное мнение. В том числе о том, каким критериям должен отвечать президент Грузии.