Мужчина и женщина

Россия. Никарагуа. Конго?

Демократическая республика Конго может признать независимость Абхазии. Об этом стало известно, по итогам встречи в Сухуме конголезского посла в РФ Моиза Кабаку Мучаила и президента Сергея Багапша, которая прошла 21 января.

«Я счастлив тем, - приводит слова Мучаила «Кавказский Узел», - что сегодня нахожусь здесь, и благодарен президенту Абхазии за приглашение посетить эту красивую страну. Несмотря на большой объем работы и напряженный график, я с удовольствием принял приглашение и приехал сюда. Думаю, что в дальнейшем это будет способствовать укреплению связей между демократической республикой Конго и республикой Абхазия».

В свою очередь, Сергей Багапш от имени своей страны выразил готовность выстраивать дружеские отношения со всеми государствами, которые желают сотрудничать с республикой. «Для этого есть все возможности», - заключил он.

Нетрудно предположить, что вскоре пока совсем короткий список государств, признавших независимость Абхазии (а также Южной Осетии) может пополниться еще одним. И тогда в этом списке будут представлены четыре части света - Европа, Азия, Америка и Африка.

Напомним, первой независимость двух республик в конце августа признала Россия. Уже в начале сентября ее примеру последовала Никарагуа. В октябре к ним чуть было не присоединилась Сомали. Тогда, на пресс-конференции в Москве, посол этой страны Мухаммед Хандулле подчеркнул:

«Сомали полностью поддер­живает действия России на Кавказе и право народов Абхазии и Южной Осетии на самоопределение, - цитировал его «Коммерсант». - Наше правительство самым скорейшим образом будет готовить дипломатические отношения с Южной Осетией, а также Грузией и Абхазией».

С тех пор, однако, от Сомали ни ответа, ни привета. Возможно, заявляя о возможном признании южнокавказских республик, там хотели произвести впечатление на Москву - во время своего визита Хандулле заявлял о желании его страны сотрудничать с Россией в военно-технической сфере и даже передал официальное разрешение российским кораблям проводить операции против пиратов в сомалийских территориальных водах, а также на суше.

Ситуация повторилась через месяц. В ноябре лидер парламентского большинства Ливана Саад Харири в интервью «Времени Новостей» сообщил, что вопрос признания независимости Абхазии и Южной Осетии будет решаться на высоком государственном уровне, при этом добавив: «Контакты с этими республиками мы наладим уже сейчас. Ливанцы по себе знают, в какой ситуации они были. Ведь Ливан - тоже маленькое государство и тоже под угрозой».

Пока Сомали и Ливан хранят молчание, слово взяла Белоруссия. Причем формулировки Минска, в отличие от двух вышеупомянутых стран, четкие и конкретные. Впервые о положительном отношении Белоруссии к независимости Абхазии и Южной Осетии в начале декабря заговорил Александр Лукашенко. В интервью «Франс-Пресс» он отметил, что у Белоруссии «давняя дружба» с республиками, и вопрос признания их суверенитета он в скором времени вынесет на обсуждение парламента страны.

21 января появилась по этому поводу и конкретика. Как сообщил «Кавказский узел», в Москву с рабочим визитом в составе белорусской делегации парламентов государств-членов ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности - АГ) прибыл зампред палаты представителей Национального собрания Белоруссии Валерий Иванов. И на встрече с журналистами он, в частности, подчеркнул:

«Этот вопрос (признание Абхазии и ЮО) обсуждается среди депутатов Палаты представителей. Решение будет принято на сессии 2 апреля. Мы ведем диалог среди депутатов и, когда будет принято решение, мы его объявим».

Что ж, количество стран, выказавших интерес к признанию двух южнокавказских республик, растет. Правда, их недоброжелатели акцентируют внимание на том, что все вышеупомянутые государства активно сотрудничают с Россией в разных сферах и потому, дескать, от нее зависимы. Так что, дескать, еще неизвестно, чего больше в этой расположенности к Абхазии и Южной Осетии - искренности или стремления угодить могучему партнеру.

С Конго, насколько известно, иная ситуация. Пока, во всяком случае. И, кроме того, Моиза Кабаку Мучаил говорит только об Абхазии.

К слову, послу из Африки Сухум понравился. «Мы несколько часов ехали по дороге, и я не уставал постоянно любоваться морем справа, и снежными горами слева», - делился он впечатлениями по окончании встречи с Багапшем. А Сергей Васильевич благостное настроение конголезского гостя повысил еще больше, вручив ему юбилейные золотые монеты, выпущенные в связи с 15-летием независимости Абхазии».

Такой вот, что вовсе не исключено, дипломатически корректный намек. Особенно на фоне одной из фраз, которыми Сергей Багапш приветствовал Моиза Кабаку Мучаила: мол, нет сомнений, что суверенитет Абхазии признают многие страны...

Артем Горбунов