«Сакпатенти» - передовое ведомство в структуре грузинского правительства. Оно помогает стране делать деньги из воздуха. С помощью международного патентования национальных брендов Грузия продвигает и защищает от подражаний свои товары в Европе и США. А теперь у нее появился еще один рычаг давления и на Россию.
На прошедшей в начале октября 49-ой сессии генеральной ассамблеи всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в Женеве Грузия была на год избрана координатором региональной группы, в которую входят 11 бывших советских республик, кроме прибалтийских. Россия голосовала против, но все остальные государства дали Тбилиси шанс. И грузины тут же им воспользовались, чтобы навредить северному соседу.
Перво-наперво глава «Сакпатенти» Ираклий Гваладзе направил членам группы новый регламент, по которому Россия лишается своих преимуществ в организации, хотя и является самым могущественным в смысле интеллектуальной собственности членом. «Россия желает решать вопросы среди стран-членов группы путем консенсуса и чтобы она имела право вето, но мы попытаемся изменить это правило, чтобы при принятии решения Россия осталась в меньшинстве», - объясняет Гваладзе.
Если новый регламент устроит Беларусь, Украину, Армению, Азербайджан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, то решения в региональной группе ВОИС будут приниматься двумя третями голосов, и Россия потеряет право решающего голоса. По крайней мере, на год, пока Грузия возглавляет региональную группу.
Для России все это особой угрозы не представляет, особенно после того, как Грузия отказалась идти на компромисс во время переговоров по вступлению России в ВТО. Проблемы с охраной интеллектуальной собственности в РФ считаются одной из преград для российского членства во Всемирной торговой организации. Впрочем, цели ВОИС и ВТО в области авторских прав принципиально различаются. Первая выражает интересы развивающихся стран, которые по большей части поглощают продукты интеллектуальной деятельности развитых стран, заимствуя достижения технического прогресса. Она преследует гуманитарные цели развития человечества. А ВТО, напротив, заинтересована в монетизации интеллектуальной собственности.
В конечном итоге, обе эти организации вынуждены сотрудничать, и у обеих из них есть претензии, как к России, так и к Грузии. В обеих странах нарушаются права композиторов, музыкантов, писателей, без отчислений в авторские организации распространяются фильмы, музыка, компьютерные программы. Причем, Грузия является мировым лидером по уровню пиратства в области программного обеспечения. 95 процентов софта в стране устанавливается с нарушением авторских прав, по мнению Business Software Alliance. Даже в Бангладеш и Зимбабве дела обстоят лучше.
Гваладзе же преподнес новость об избрании Грузии координатором ВОИС и о новом регламенте как маленькую победу над Россией. Вероятно, он надеется, что теперь сможет заставить Роспатент подчиниться требованиям Сакпатенти по охране грузинских брендов. Последний год Грузия активизировалась в этом направлении. На сегодня она зарегистрировала уже 37 национальных наименований товаров, таких как хачапури, мацони и хванчкара в качестве охраняемых товарных знаков. Их список был предоставлен и северному соседу, но Роспатент оставил право решать охранять или нет за собой.
Читайте также: Грузия очурчхела и омацонилась
Но если Россия оказывает сопротивление напору «Сакпатенти», то в Европе и США его успехи очевидны. В этом году Гваладзе удалось отсудить право на импорт в Америку грузинских вин «Киндзмараули» и «Хванчкара» у частной компании «Дозорцев и сыновья». Семья эмигрантов из Одессы почти десять лет сколачивала на этом капитал, обслуживая, между прочим, грузинские винные заводы и популяризируя их продукцию. И продолжала бы это делать дальше, если бы «Грузпатент» не поднял на уши патентное ведомство США.
Читайте также: Грузия проворонила "Хванчкару"
Дозорцевы были готовы продать свое эксклюзивное право, но их затаскали по судам, объяснили, что лицензия оформлена неправильно, и одесситы сдались без всякой компенсации с хорошей миной на лице. За это Гваладзе одарил компанию разрешением заниматься дистрибуцией «Хванчкары», но только от тех производителей, которые производят это вино в Грузии.
Теперь аналогичный иск подан Грузпатентом против российской компании Moscow Wine and Spirit, которая продает грузинские вина «Цинандали» и «Киндзмараули» в Германии.
Десятилетняя лицензия на этот вид деятельности у россиян скоро истечет, и грузины просят немцев не продлять её. Убедить в этом должны нанятые Грузией адвокаты.
В России, впрочем, пока ждать подобных прецедентов не стоит, хотя тут и продаются запатентованные Грузией хачапури и чурчхела. Просто у Роспатента не возникнет желания идти навстречу стране, которая не пошла на уступки в переговорах по ВТО. Да и собственно грузинская продукция, которую надо охранять от подделок, вряд ли скоро появится на российских прилавках. Грузинские производители не хотят принимать приглашение Роспотребнадзора и собственной оппозиции. Боятся ввязываться в политику, которая у грузин присутствует во всем, вплоть до вина и блюд национальной кухни.