"Галантерейщик и кардинал - это сила!" До чего же забавно смотрелся раздувшийся от осознания собственной важности торговец, выходивший из дворца Ришелье. Примерно так же, как выглядит премьер-министр Грузии Николоз Гилаури, пообещавший, что Сакартвело поделится опытом борьбы с коррупцией со странами "большой двадцатки". Об этом он заявил после того, как поучаствовал во Всемирном экономическом форуме в Абу-Даби.
"Дело в том, что успешный пример Грузии в борьбе с коррупцией был на форуме главной, доминирующей темой. Мы в ближайшие дни или месяцы увидим документ, который будет основываться на примере реформ в Грузии, и это станет дополнительной рекламой для нашей страны и возможностью привлечения дополнительных инвестиций", - заявил Гилаури.
Он особо отметил, что в ходе форума был создан совет, чья основная цель - "составление антикоррупционной стратегии для стран G20 и международных организаций". "Именно данная антикоррупционная политика будет осуществляться в тех развивающихся странах, в которых работают международные институты", - заявил грузинский премьер.
Очень интересно, чему поучатся страны G20 у Грузии. Разве что плохому. Дело в том, что, по мнению международных наблюдателей, обстановка с коррупцией в Сакартвело оставляет желать много лучшего. Например, в прошлом году организация "Международная прозрачность" (Transparency International) записала вотчину Михаила Саакашвили в число стран с высокой элитарной коррупцией. Иными словами, полицейский, может быть, не возьмет взятку на улице, но зато в верхах все куплено и продано, и власти страны имеют далеко не чистые доходы.
"Да, патруль на улице взятки не возьмет: могут посадить на несколько лет. А вот дружок Михаила Саакашвили купит за лари на сомнительном аукционе шикарный участок земли, и ничего ему не будет. Многие предприятия - от "Чиатурмарганца" до Зестафонского завода ферросплавов - сосредоточены в руках ближайшего окружения президента. Только лояльные к нему люди, готовые поделиться прибылью на политические нужды главы государства, могут бесстрашно вести свой бизнес. Примером процветания под крылом властной верхушки можно назвать бизнес в Натахтари. Недавно в этом городе был открыт завод по переработке мяса "Ибермит". До этого там заработали завод по производству пива и прохладительных напитков и кондитерская фабрика "Барамбо". Все эти предприятия создавались при непосредственном участии губернатора края Цезаря Чочели, который, по мнению лейбористов, имеет неуемные бизнес-аппетиты. Сейчас благодаря государственной протекции "Ибермит" создает монополию на убой скота по всей стране. Отныне мясо на рынках Грузии принимают только со справкой "забито Ибермитом". Это уже привело к подорожанию важнейшего продукта", - писала в прошлом году GeorgiaTimes.
И это даже не говоря о полностью подчиненной Михаилу Саакашвили судебной системе, которая выносит приговоры исключительно в угоду действующему президенту.
О том, что принадлежит в Грузии лично президенту и его клике, GeorgiaTimes упоминала неоднократно. Например, в статье "Саакашвили владеет мышьяком, монополией и не только...". "Частично во владении Михаила Саакашвили находится горно-обогатительный комбинат "Маднеули": по бумагам доля оформлена на дядюшку Мишико Темура Аласания и некоего российского бизнесмена Сергея Генералова, который, по слухам, был сотрудником КГБ СССР, но семейный котел - общий, а посему грузинский лидер может не беспокоиться насчет лишнего куска шашлыка с аджикой. Клан также контролирует импортера и реализатора нефтепродуктов - компанию "Сокар Джорджия Петролеум", в которой брату президента принадлежит 49 процентов, а остальные 51 процент - азербайджанской стороне. Причем, компания "Висол", которая является дистрибьютором ресурсов, также принадлежит семье Саакашвили. Кроме того, за еще одним импортером - "Ромпетролом" - маячит Вано Мерабишвили".
И так далее, и тому подобное. Позвольте, и с этакими скелетами, уже не помещающимися в шкафу, Грузия еще хочет кого-то учить управляться с коррупцией? Что тут скажешь: видимо, у Гилаури действительно замечательный план, и с него совершенно обалденно вставляет. Потому что нужно быть немного не в адеквате, чтобы при всех проблемах, существующих в Грузии, на полном серьезе учить другие страны. Да еще такие, на фоне чьих экономических возможностей и проблем все достижения и успехи Сакартвело кажутся просто игрушечными! Тем более что об успехах можно говорить только в шутку.
Впрочем, судя по всему, сам Гилаури рассматривает "помощь G20" не как серьезный проект, а как этакую пиар-кампанию. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать из его слов про "дополнительную рекламу". Все сводится к одному: лихорадочному поиску спонсоров и попыткам навешать лапши на доверчивые уши. "Сегодня в Грузии довольно хорошее время для инвестиций, - подивил всех премьер-министр, - ибо в мире продолжается экономический кризис, тогда как в это же время макроэкономика Грузии, борьба с коррупцией и логистика продолжают успешно развиваться". Вот такая вот парадоксальная у Сакартвело экономика: всем плохо, а там хорошо.
Жаль только, что никто, кроме Гилаури, об этом и не догадывается: ни иностранные инвесторы, так и не донесшие свои деньги до Грузии, ни жители страны, погрязшие в бедности.
Но, оказывается, "именно макроэкономическая политика страны, успешная борьба с коррупцией и логистика должны привлечь новые инвестиции". А чтоб привлекали успешнее, и составляется документ для G20. Хотя рассчитывать, что на него кто-то всерьез купится, не стоит. Все-таки инвесторы - люди деловые и трезвые, привыкли иметь дело с деньгами и оценивать перспективы. Их голыми словами не возьмешь.