Мужской монастырь Алаверди ("дарованный Богом") на востоке Грузии, в Ахметском муниципалитете Кахетии - настоящая жемчужина страны, одна из ее главных гордостей. Кафедральный собор Святого Георгия, построенный царем Квирке в первой четверти XI века на месте маленькой одноименной церкви, хранит в себе росписи XV века. Но не только этим славен храм: сама церковь была основана святителем Иосифом Алавердели, одним из тринадцати каппадокийских отцов, с которого и пошло грузинское монашество. Его тело и поныне покоится в стенах собора.
До того, как в Тбилиси было закончено строительство Цминда Самеба, собор Алаверди был высочайшей церковной постройкой Сакартвело. Собор Святого Георгия представлен на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Минувшим летом в ночь на шестнадцатое июня в Кахетии прошли сильнейшие дожди, и река Шавкаба вышла из берегов, затопила пасеку монастыря и ряд подсобных помещений. После этого власти страны приняли решение и выделили деньги на то, чтобы полностью изменить русло Шавкабы, дабы на будущее вывести монастырь из-под удара стихии.
Кто бы мог подумать, что жители Грузии будут собираться у монастыря не из благоговения или хотя бы любознательности, а протеста ради? Однако именно так и произошло. В селе Алаверди Ахметского района, расположенном вблизи монастыря, прошла акция протеста, на которую собрались порядка пятидесяти местных жителей.
В чем же дело? Оказывается, между насельниками монастыря и деревенскими возникло, мягко говоря, непонимание. Во-первых, жаловались жители села: монахи перестали пускать их в лес, по грибы и ягоды. Видимо, решили, что это монастырские угодья, где мирянам появляться не след. А во-вторых... монахи решились на настоящую диверсию и даже кощунство.
Школа юных сатанистов в Сакартвело
"Перед монастырем они выкопали большую яму для строительства туалета. На этом месте проходили трубы питьевой воды. Во время работ они повредили трубу, и половина села не получает воду. Мы попросили, чтобы туалет был построен в другом месте, но нас даже не выслушали. Также они провели дорогу к погребу. Посреди монастыря сельское кладбище, и несколько старых могил мешали строительству дороги. Поэтому были выкопаны останки и похоронены в одну яму", - рассказал один из протестующих.
В ответ на возмущения доведенных до ручки местных жителей из монастыря вышел настоятель, отец Иосеб. Но, вместо того, чтобы решить возникшие проблемы в необходимом для монаха духе любви Христовой, настоятель презрительно обозвал собравшихся жителей села "сектантами". Ну, а раз сектанты, то, видимо, все равно им гореть в геенне огненной. Какая разница, есть у них вода, нет воды, разрыто старое кладбище или предки почивают в земле мирно? Вот такая нехитрая политика у монастырского начальства.
И это не первый раз, когда от монастыря по отношению к местным мирянам исходят не любовь и терпение, а ненависть и гонение. Всего несколько дней назад по настоятельной просьбе епископа Алавердского Давида (Махарадзе) полиция выгнала с территории, прилегающей к монастырю, уличных торговцев и разорила их плетенки, где они прятались от непогоды. Кто-то, может быть, удовлетворенно вспомнит евангельский рассказ о том, как Иисус прогонял торговцев из храма. Но Христос никогда не отнимал у голодных последнего куска хлеба. А для многих селян торговля по обочинам дорог - единственный источник хоть какого-то дохода. Но монастырь не любит конкурентов.
"Все беспрекословно выполняют его (епископа Давида - прим. ред.) распоряжения. У них самих есть торговые объекты. Конкуренты им не нужны. То, что я продаю за лари, они продают за пять", - сказал один из изгнанных торговцев. Его слова подтвердили и другие жители села Алаверди: монастырская братия не дает им возможность продавать мёд, овощи или другие продукты. Заявляют, что, мол, плетенки, собранные из подручных средств прилавки и ведра с грабами, овощами и фруктами "уродуют территорию". Забота о благолепии, безусловно, похвальна. Но не хочет ли монастырь в таком случае взять на свой кошт всех, кто лишается заработка из-за эстетических устремлений духовенства?
Сам епископ, с которым пытались связаться прознавшие о беде сельчан журналисты, желания общаться не проявил. То есть просто не взял трубку. Забыл владыка Давид, наверное, грозное предупреждение Христа тем, кто не заботится о слабых: "Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне". И еще - "смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного".