Прокуратура Грузии заподозрила аукционный дом MacDougall's в перепродаже краденого. После того как в России объявился криминально вывезенный с родины Нико Пиросмани шедевр "Черный лев", грузинские правоохранительные органы дуют на воду.
Картина "Пастух" того же автора, проданная за полтора миллиона долларов, была по доброй воле подарена владельцем жителю Риги, когда закон о запрете на вывоз из страны памятников культуры еще не действовал. Однако Министерство культуры считает, что с этим еще надо разобраться.
В один из периодов своей краткой и нищей жизни Нико Пиросмани был пастухом – совсем как тот чабан на клеенчатом холсте, из-за которого встала на уши грузинская прокуратура. Еще бы: из страны неизвестно в чьи частные руки уплыло полотно ценою в полтора миллиона долларов.
В досоветской Грузии начала XIX века – при жизни художника – мало кто признавал в нем, неудачнике-лавочнике, великого примитивиста. Не имея ни образования, ни денег, чтобы его получить, сирота с двухлетнего возраста Пиросмани писал лубочные картинки на темной и белой пленке, оставляя некоторые места не закрашенными. Рисовал по-детски просто и искренне, так что при взгляде на любую его работу становится понятно: это Грузия, это ее жители, которых невозможно спутать ни с какой другой нацией. Но тогда его творчество не ценилось, и Пиросмани, говоря стихами Булата Окуджавы, продавал картины за порцию еды.
Теперь даже один только "Пастух в папахе на красном фоне" мог бы обеспечить художнику и безбедное существование, и миллион белых роз для французской актрисы, которую он очень любил. А таких чабанов в его творческом наследии как минимум трое, поэтому многие грузинские газеты то и дело по ошибке печатают не те иллюстрации к новости про лондонский аукцион.
В аннотации к лоту на сайте MacDougall's говорится, что картина была подарена собственнику, выставившему ее на продажу, семьей известного художника Давида Какабадзе еще в 80-е годы прошлого века. Новый владелец, выложивший за нее 600 тысяч фунтов, предпочитает остаться в тени. Ходят слухи, будто ее выкупил Бидзина Иванишвили, у которого, как он однажды заявил, в Лондоне есть коллекция картин.
Между тем грузинская прокуратура утверждает, что в 2007 году этой работе Пиросмани был присвоен статус движимого памятника культуры, а значит, вывоз за границу без согласования с Министерством культуры был запрещен.
В Доме-музее художника не понимают, откуда взялся такой ажиотаж вокруг полотна сейчас, после его продажи. MacDougall's рекламировал его в течение нескольких месяцев. В мае "Пастух" выставлялся в России на экспозиции "Шедевры русского искусства", где аукционный дом предоставил московским зрителям последнюю возможность насладиться подлинниками гениальных картин, прежде чем они осядут в частных коллекциях.
Как рассказал Информационному центру Кахети директор музея Анзор Мадзгарашвили, у Какабадзе хранились 5-6 картин Пиросмани. "Несколько лет назад семья подарила картину в Риге. Этим летом одна из крупнейших лондонских компаний распространила рекламу в связи с тем, что будет продано на аукционе. Среди лотов упоминался "Пастух" Пиросмани. До продажи картины я сообщил музейному отделению Министерства культуры Грузии, что картина выставлена на торги, но никто на это внимания не обратил", – подчеркнул Мадзгарашвили.
Но министр культуры Николоз Руруа считает расследование необходимым, потому что продажа любого грузинского памятника культуры требует специального разрешения. Именно он и стал инициатором прокурорской проверки. Хотя, если Мадзгарашвили найдет письменное подтверждение тому, что он уведомил министерство, Руруа придется наказать самого себя.
Коллекция Пиросмани для правительства Саакашвили стала такой же идеей фикс, как стеклянные здания полиции или экстремальный туризм. Надо привлечь в страну как можно больше туристов - значит надо иметь эксклюзив, в том числе в виде работ известного на весь мир примитивиста. Ведь до 2007 года Саакашвили не волновала гениальность Пиросмани. Дом-музей стоял в запущенном состоянии. Картины дарили, перепродавали, вывозили.
А потом вдруг "Арсенальскую гору ночью" Пиросмани продали за один миллион 600 тысяч долларов с аукциона Sotheby's. И до правительства дошло, что оно теряет. Был принят тот самый закон, по которому вывозить и продавать памятники искусства запрещается без согласия Минкульта. Саакашвили, следуя моде, взял "погонять" картину "Гиоргоба в Болниси" из Национального музея. Оппозиция зачислила президента в мелкие воришки, и ему пришлось оправдываться – мол, прихватил на время, пока в музее ремонт.
В 2010 году наконец отремонтировали музей Пиросмани. И началась охота за полотнами. Весной этого года грузинские власти потребовали вернуть в страну выставленную в Москве картину "Черный лев". В 1993 году она была украдена грабителями из дома бывшего ректора Академии художеств Грузии Аполлона Кутателадзе и объявлена в международный розыск. А в этом году "нашлась" в Российском антикварном салоне. По версии ее российского владельца Вячеслава Ефимова, когда выяснилось, что картина краденая, его представители поехали к потомку экс-ректора и выкупили ее. Но сам потомок – Караман Кутателадзе – утверждает, что никакой сделки не было, и его подпись на документах подделана.
Дело "Черного льва" рассматривается параллельно в Тбилисском городском суде, где оспаривается подлинность подписи Кутателадзе, и в Москве, где грузинский истец требует от Ефимова вернуть картину. В начале ноября в обеих столицах процесс отложили в связи с кончиной одной из наследниц – матери Карамана Мирель Зданевич.
Попали в приключения и некоторые другие картины Пиросмани. Только с начала этого года из оборота были изъяты и переданы в Национальный музей "Кахетинское вино", "Наседка с цыплятами" и "Раненый солдат". Обладатели первой из них в октябре уже предстали перед судом. Гайоз Джавахишвили, Давид Зиракашвили, Александр Пурцхванидзе, Гела Саникидзе и Зураб Датукишвили пытались вывезти "Кахетинское вино" в Россию через Азербайджан и продать его за полмиллиона долларов. Во время следствия они пошли на процессуальную сделку и получили щадящие сроки: Джавахишвили, Зиракашвили и Пурцхванидзе – по пять лет условно, с испытательным сроком на шесть лет. При этом Джавахишвили расстался с правами на шедевр. А Саникидзе с Датукишвили часть шестилетнего срока все же придется отсидеть в тюрьме.
Желание нажиться на Пиросмани преследует и законопослушных граждан. Так, в прошлом году селяне выставили на продажу комнатные двери и дверь в погреб, расписанные художником в селе Озаани. Их выкупил музей, но они, не имея особой художественной ценности, после реставрации, возможно, снова появятся на аукционе.
Даже между музеями начались споры за обладание полотнами. Анзор Мадзгарашвили требует возвращения в дом Пиросмани картин "Рабочий Сосо" и "Застолье молоканов", которые в 2007 по приказу Минкульта были отданы на выставку в галерею Сигнахи. "В этот период министром культуры был Гока Габашвили. С тех пор мы тщетно требуем возвращения картин. Я обращался с просьбой и к Министерству культуры, но по сей день не добился результата", - сетует Мадзгарашвили.
Из двух тысяч картин, написанных Пиросмани, известны только двести, да и тех половину растеряли. Полотно "Буйвол", хранившееся в семье писателя-академика Демны Шенгелая, продано в Москву, неизвестно кому. Потерялся и след "Погонщика гусей", висевшего в доме семьи поэта Тициана Табидзе. И таких примеров в музее Пиросмани могут привести немало. Там приветствуют заботу правительства о возвращении национального достояния, пусть даже проявляется она из корыстных побуждений.