Мужчина и женщина

Темные ночи августа

Фильм "Пять дней августа", задуманный грузинскими властями как иллюстрация их точки зрения на события войны в Южной Осетии, продолжает свое шествие по мировым экранам. Правда, отнюдь не триумфальное - и это еще мягко говоря. Блокбастер, на создание которого ушла немалая даже по голливудским меркам сумма, не порадовал ни зрителей, ни кинокритиков. Даже в Эстонии, которая во многом разделяет грузинское восприятие России, "шедевр" Ренни Харлина с позором провалился.

Ладно бы его показали просто так - для особо жаждущих проникнуться пафосом грузинской пропаганды. Так нет же, включили в программу фестиваля "Темные ночи", который является одним из самых представительных в Европе и в нынешнем году проводится уже в пятнадцатый раз. В его рамках более 70 тысяч человек в 10 городах смогли увидеть 260 полнометражных фильмов, созданные в 75 странах мира. Грузия, в которой даже при отсутствии достаточного финансирования по-прежнему снимаются интересные и оригинальные картины, "порадовала" иностранную публику третьесортным боевиком, от которого за версту несет дешевой агиткой.

У "Темных ночей" за полтора десятилетия их существования сложились определенные традиции, и зрители успели к ним привыкнуть. Поэтому нечего удивляться тому, что эстонские журналисты после просмотра "Пяти дней августа" не оставили от блокбастера камня на камне. Рецензия, опубликованная по итогам показа в местном интернет-издании "День за днем", называется "Грузинский орех под клюквой".

Жесткость оценки отнюдь не связана с тем, что прибалты отреклись от дружбы с грузинами и пересмотрели свое мнение о южноосетинских событиях. Тбилисские пропагандисты, видимо, думали, что достаточно заплатить голливудским гастарбайтерам, за приличную сумму готовым накропать нечто а-ля журнал "Фитиль", - и дело в шляпе, зрители аплодируют. Но коктейль из долларов, спецэффектов, Энди Гарсия и Ренни Харлина неудобоварим, если в нем отсутствуют такие ингредиенты, которые и делают кучу эпизодов кинокартиной.

Эстонские критики оценили "Пять дней августа" по достоинству - как "ленту в жанре "пропагандос" с бюджетом 12 миллионов долларов, которая заработала в американском прокате всего 18 тысяч, рискуя занять почетное место в списке самых провальных картин в истории кино". Резюме автора статьи такое: "Я понимаю, что конфликт России и Грузии отнюдь не черно-бел и на войне бывает всякое. Но всему есть предел".

Сколько бы представители грузинских властей ни говорили, что в "Пяти днях" нет политической подоплеки, а есть лишь художественное осмысление произошедших трагических событий, зритель упорно отказывается верить. Не на руку создателям картины сыграла претензия на документальность и историзм, которая чувствуется в целом ряде эпизодов. Как-то совсем уж нелепо сначала заявить о наличии некой связи с реальными событиями, а потом морить публику сценами, в которых звероподобные казаки чуть ли не заживо пожирают беззащитных грузин. Такой топорностью брезговали даже во времена холодной войны с ее неискушенностью.

Но если про сам фильм "Пять дней в августе" на постсоветском пространстве уже наслышаны практически все (и, в принципе, знают, чего от него ожидать), то его попаданием в программу представительного фестиваля эстонцы были по-настоящему шокированы. В комментариях к "Грузинскому ореху под клюквой" читатели предполагают, что здесь есть политический след. Ведь одно дело зрители, которым претит даже пропущенная через фабрику грез пропаганда, и совсем другое - прибалтийские власти, антироссийский настрой которых не уступает грузинскому. Сценарий о том, что кое-кто на самом верху в Таллине навязал организаторам "Темных ночей" бездарный киноопус, выглядит куда правдоподобнее той муры, которую накатал сценарист "Пяти дней в августе".

Расчет яснее некуда. Хотели убить одним выстрелом двух зайцев - и друга Мишу порадовать, и России подгадить. Но охота не задалась, ушастые разбежались, патроны потрачены зря. Кино, конечно, и посейчас является для нас важнейшим из искусств, но "Пять дней августа" - это и не кино, и не искусство. Поэтому в залах на его сеансах царит позорное запустение, а Ренни Харлин еще на один шаг приблизился к славе "второго Эда Вуда" - худшего режиссера всех времен и народов. Но он-то хотя бы деньги заработал. Жаль только у грузинского правительства не хватает денег, чтобы приплачивать зрителям и заманивать их на просмотр эпохального творения.