Мужчина и женщина

Красная карточка арбитру Беуклишвили

Похищение грузинского футбольного арбитра на границе Южной Осетии, судя по публикациям в СМИ, задело за живое очень многих. При этом толкования самые разные: от «грузинского следа» до происков российских спецслужб...

Утром 7 февраля Малхаз Беуклишвили, 36-летний футбольный судья, был захвачен по дороге Тбилиси-Гори около перекрестка у села Орчосани. Его коллег, которые тоже ехали на календарный матч в Зугдиди, преступники отпустили. А Малхаза увезли в направлении Южной Осетии. В общем, предъявили арбитру «красную карточку», не дав возможности выйти на футбольное поле.

У родственников был затребован выкуп в 50 тысяч долларов, сообщил Интерфакс. И уже на следующий день, в воскресенье, южно-осетинские и грузинские правоохранители отчитались об успешно проведённой операции по освобождению заложника.

Еще до этого МВД Грузии в своём заявлении 7 февраля дважды отметило, что похитители появились со стороны «контролируемой российскими оккупантами территории» и туда же увезли Беуклишвили. После освобождения министерство также выступило с официальным заявлением, подчеркнув, что успех спецоперации был обеспечен «вмешательством грузинских правоохранительных органов и международных организаций».

В свою очередь, министр внутренних дел Южной Осетии Виталий Гассиев в интервью ИА «Рес» отрапортовал: «Гражданин Грузии ... свободен, а подозреваемые в похищении четверо лиц арестованы в результате проведенной югоосетинскими правоохранителями спецоперации». По словам министра, «похищение носило чисто криминальный характер».

Пострадавший дал показания в отделении милиции Цхинвала и вместе с представителями «Красного креста» отправился домой. Хотя, если верить словам главного милиционера ЮО, четверо похитителей находятся под стражей, информацию о них ни он, ни МВД Грузии пока не раскрывают.

Сам Малхаз Беуклишвили в интервью ИА «Рес» подробно описал случившийся инцидент, однако о людях, которые его похитили, сказал только, что они были в военной форме. Приводим этот рассказ дословно.

«Нас остановила машина. В ней находились пять человек в военной форме. Нас пересадили из нашей машины в другую. Потом привезли в какую-то деревню, держали в доме, - говорит арбитр. - Физического давления не было, просто был неприятный разговор. Я объяснял, что ни с кем никаких дел не имею, показал документы, но они это проигнорировали и приказали молчать. До вечера меня продержали в этом доме, а вечером приехала белая «Нива», меня посадили в нее и снова куда-то повезли. По дороге нас остановили две милицейские машины и попросили у водителя документы. Разговор велся на русском языке, между ними произошла какая-то стычка. Меня положили на землю, скрутили руки и обыскали. Потом пересадили в милицейскую машину и привезли сюда. Здесь совсем другая ситуация, меня очень хорошо приняли, накормили, обращались со мной очень хорошо. Мне вернули телефон, и я могу звонить родным. Я очень благодарен за то, что меня так приняли, и теперь просто хочу поскорее добраться домой».

Похищения людей в Южной Осетии и Грузии особенно участились после августовских событий прошлого года. Тогда местных жителей захватывали целыми группами. Часть этих преступлений была связана с желанием вызволить из плена родственников в обмен на заложников, часть - с попытками грузинской полиции пресечь мародёрство. Но были также и «частные захваты, были люди, которые на этом зарабатывали», - напомнила в беседе с корреспондентом Georgiatimes правозащитница российского центра «Демос» Варвара Пахоменко. Она, кстати говоря, только что вернулась из очередной поездки в Южную Осетию.

Сейчас, по словам Пахоменко, фактическая граница между этой республикой и Грузией контролируется жёстче, чем в те месяцы, однако до сих пор есть пограничные зоны, где совершается «масса самодеятельности», в том числе похищения и избиения беззащитных жителей. По мнению правозащитницы, местные власти расследуют подобные инциденты в основном лишь под давлением ее коллег.

История с похищением футбольного арбитра подтверждает приведенные Варварой Пахоменко факты и ее выводы: говорить уместно о сугубо криминальной подоплеке. А российские спецслужбы тут не при чем. И в самом деле, на кой им ляд футбольный судья? А вот зачем господа-разбойники вырядились в военную форму, югоосетинское следствие, быть может, и выяснит...

Светлана Болотникова

(Кадр телеканала «Рустави 2»)