Сегодня рядом с резиденцией турецкого премьер-министра Реджепа Эрдогана взорвалась самодельная бомба. Обошлось без жертв. Ни одна из террористических организаций ответственности на себя не взяла. Впрочем, турецкая полиция заранее очертила круг возможных подозреваемых. Этих подозреваемых объединяет одна общая черта - национальная.
В Анкаре, в 200 метрах от резиденции Реджепа Эрдогана, произошел взрыв самодельной бомбы. Взрывное устройство, помещенное в пластиковую бутылку, было оставлено у многолюдной автостоянки. Оно сработало примерно за час до планировавшегося заседания кабинета министров Турции. К счастью, обошлось без жертв. Позже взрывотехники сообщили, что погибших не могло быть в принципе. В бутылке было спрятано около 150 граммов тротила. Назначение таких бомб - не убивать, а пугать. Если говорить точнее - предупреждать.
Пока что ни одна из террористических организаций не взяла на себя ответственность за это "предупреждение". Но турецкие спецслужбы уже занялись этим делом. У местных силовиков давно очерчен свой круг подозреваемых по каждому случаю теракта. Всякий раз турецкие службы безопасности надеются, что ошибаются. Но, к своему сожалению, потом выясняют, что были правы. Почти все теракты в нынешней Турции имеют одну и ту же окраску - национальную. Взрывы совершают активисты радикального крыла Рабочей партии Курдистана (РПК).
Сегодняшнему взрыву в Анкаре предшествовал теракт в Стамбуле. 1 марта этого года неподалеку от офиса правящей Партии справедливости и развития (ПСР) взорвалась начиненная взрывчаткой легковая машина. В результате 20 человек получили ранения. Было видно, что террористы хотели, скорее, заявить о себе, нежели убивать людей. Хотя ответственность за теракт никто на себя не взял, спецслужбы сразу решили, что это курды.
Очередной виток курдского террора пришелся в Турции на осень 2011 года. Для начала активисты РПК подали Анкаре знак. В конце августа на пляже города Кемер взорвалась шумовая граната, изрядно перепугавшая многочисленных туристов. 20 сентября уже появились жертвы. В центре Анкары, в многолюдном районе Кызылай взорвался микроавтобус. Погибло 3 человека, 34 получили ранения. Ответственность за теракт взяла на себя боевая группировка "Соколы свободного Курдистана". Представители группировки заявили, что "турецкие города станут их полем битвы". "То, что произошло в Анкаре - это только начало", говорилось в их интернет-обращении к турецким властям.
Курдские боевики свое слово сдержали. В начале октября на одной из трасс юго-восточной провинции Битлис взорвалась бомба, заложенная на обочине дороги. В результате теракта погибло восемь человек, среди них - ребенок. Также пострадали пассажиры ехавшего следом рейсового автобуса. Всего от теракта пострадало 20 человек.
Курды и не собирались скрывать, что за терактом в провинции Битлис стоят именно они. Если разобраться, октябрьский теракт был также своеобразным знаком турецким властям. Юго-восток Турции - это колыбель курдского сопротивления Анкаре. Отсюда в 1984 году началось курско-турецкое вооруженное противостояние, которое продолжается по сей день. Курды устраивают теракты в различных регионах Турции, убивают полицейских и военных. Турецкие военные устраивают в курдских районах контртерористические операции, больше похожие на этнические чистки. За массовыми убийствами курдов следуют теракты боевиков РПК. И так длится из года в год.
В принципе, курдские активисты Турции не требуют невозможного. Они хотят, чтобы курдские районы стали автономным регионом, по типу Иракского Курдистана, где у них была бы возможность жить так, как велят древние обычаи. Однако турецкие власти остаются непоколебимы и на переговоры не идут. Их останавливает множество причин. Одна из них кроется в государственном устройстве самой Турции.
Статья 66 турецкой конституции прямо гласит, что все граждане Турции являются турками, а сама Турция официально является мононациональным государством. Эта идея родилась еще во времена Мустафы Кемаля Ататюрка, отца пантюркистской идеологии. Пантюркизм - это краеугольный камень турецкой государственности. Если его сдвинуть, то турецкое государство может в одночасье рухнуть. "Турция этого боится, потому что сразу всплывут нерешенные проблемы. В частности, проблема курдов. Все это на фоне бурлящего Ближнего Востока," - сказал в интервью GTimes Андрей Арешев, эксперт Института востоковедения РАН. С ним согласился Айк Демоян, директор Музея-института геноцида армян в Ереване. В интервью изданию эксперт сказал: "Представьте, что будет, если кемалистсткая идеологическая конструкция в одночасье рухнет? Один из основных кирпичей стены турецкой государственности - это геноцид. Не только геноцид армян. Это геноцид греков, геноцид курдов, геноцид ассирийцев".
В Анкаре это прекрасно понимают. Поэтому Эрдоган, следуя политике лавирования, пошел навстречу курдам. Турецкие власти много времени просят извинения перед курдами Турции за долгие годы истребления их соплеменников в разные периоды турецкого государства. С тех пор как в турецкой геополитике четко обрисовался османский вектор, объектом турецкой "опеки" стали курды Сирии и Ирака. Эрдоган старается им внушить, что идеология османизма - это шаг к созданию независимого Курдистана, заветной мечте любого курда Ближнего Востока. Курды Сирии и Ирака стали частыми гостями в Анкаре и Стамбуле.
"Соколы свободного Курдистана" ненавидят этих курдов больше, чем самих турецких военных или полицию. Они считают, что сирийские и иракские курды, вступая в переговоры с Анкарой, игнорируют своих братьев из Диярбакыра или Вана. Что касается самих курдских боевиков Турции, то они предпочитают действовать привычными для себя мерами - силовых предупреждений и терактов. При этом "соколы Курдистана" говорят, что никого не хотят убивать. Это подтверждают представители курдских общественных объединений. "Курды были вынуждены перейти на военную тактику. Это случилось после того, как иссякли возможности договориться с турецкими властями", - сказал в интервью GTimes Мераб Шамоев, глава Международного союза курдских общественных объединений.