Мужчина и женщина

Грузинам в абхазском парламенте не место?

Гальский район Абхазии - самый проблемный регион страны. Во-первых, это зона грузино-абхазского конфликта, во-вторых, подавляющее большинство населения здесь - этнические грузины. Местные жители приняли участие в прошедших парламентских выборах. Но по итогам первого тура уже ясно, что интересы грузинского населения республики в национальном парламенте будет представлять только один их соотечественник.

В абхазском парламенте 35 мест. Три избирательных округа - 33, 34, и 35-й - находятся в Гальском районе. В стране мажоритарная система, и население каждого округа выбирает своего представителя. Таким образом, депутаты от Гальского района занимают в парламенте Абхазии три места. После грузино-абхазской войны 1992-1993 годов абхазский парламент избирается уже в четвертый раз, но только сейчас у населения Гальского района действительно был выбор. В каждом округе было несколько претендентов на одно место. До этого, за редкими исключениями, населению говорили, за кого голосовать. Но казус в том, что пока выборы были формальностью, гальцев в абхазском парламенте представляли, как правило, два депутата-грузина. Теперь же, когда у людей есть выбор, в парламенте Абхазии останется только один депутат грузинской национальности. Бежан Убирия, уже бывший депутатом прежнего созыва, победил в 35 округе. Еще в одном округе победил этнический абхазец. В оставшемся округе ожидается второй тур, но в него также вышли кандидаты-абхазы. GTimes постаралась разобраться, почему интересы грузинской общины, составляющей пятую часть населения Абхазии, будет представлять только один депутат грузинской национальности.

Эти парламентские выборы стали одним большим поражением для этнических меньшинств, живущих в Абхазии. Грузинам еще повезло, у них одно место в парламенте. Русская община по результатам этой кампании потеряла все три своих традиционных места. Оказалось, что свободные выборы - а эта парламентская кампания была как никогда свободна - выбивают из парламента представителей национальных меньшинств.

Такой свободы выбора жители Гальского района после войны еще не знали. В каждом округе по несколько кандидатов, и по домам не ходят главы сельских администраций, указывая, за кого надо голосовать. Но получилось, что в самом райцентре, городе Гал, и одном из крупных округов, так называемой "верхней зоне", кандидатами были только этнические абхазы. Мы сразу заподозрили, что представителям грузинской национальности не дали выдвинуть своих кандидатов. Но на самом деле ситуация оказалась иной. Наш собеседник в Гале, руководительница одной из местных неправительственных организаций Манана Гогохия, рассказала о подробностях местной политической кухни. "Перед выборами все обсуждали эту тему. Почему среди кандидатов нет людей грузинской национальности. Многие говорили, нам было бы легче обращаться со своими проблемами к своим", - говорит Гогохия.

Изначально планировали баллотироваться всего четыре грузинских кандидата. Но позже двое из них сняли свои кандидатуры. Один из них - руководитель отдела культуры в администрации Гальского района Джустан Гергедава. Он планировал выдвинуть себя в том же округе, где теперь борются за депутатское кресло Руслан Кишмария, который долгие годы был главой региональной администрации, и самый влиятельный тут человек - директор главной местной школы Ахра Квеквескири. А по итогам первого тура из гонки выбыл бывший местный прокурор. Поняв, с какими "гигантами" ему придется сражаться, Гергедава отказался от планов баллотироваться. "Тут о давлении речь не идет. Никто не говорил Гергедава, что надо снять свою кандидатуру. С одной стороны, да, грузинское население могло поддержать именно грузина, но с другой стороны, у Джустана не было ресурсов для агитации в условиях, когда ему противостоят очень влиятельные люди, у которых есть деньги, есть свои люди в селах, работают агитаторы", - говорит Манана Гогохия.

Руслан Кишмария действительно обладает в регионе влиянием, и к нему многие относятся хорошо. В 90-е годы, во времена эскалации конфликта, он не раз помогал местному населению. Потом, в течение следующего десятилетия, его мнение было для всех истиной в последней инстанции. По сравнению с теми временами, сегодня в Гальском районе царит истинная демократия. Еще несколько лет назад было трудно представить, что Кишмария будет с кем-то соревноваться в открытом голосовании на равных. Но сегодня он проигрывает директору школы - Ахре Квеквескири.

Успех учителя - тоже особенность здешней специфики. В сельской местности вся жизнь вертится вокруг школы. Учитель - всегда важный человек, а директор школы - почти Бог. Особенно это касается школы, которой руководит Квеквескири, одной из двух в райцентре. В ней престижно учиться. И для многих важно иметь хорошие отношения с ее директором. Наверное, этим объясняется успех Квеквескири на выборах. "Понимаете, как тут все сложно. Многие из наших жителей поддержат на выборах, скорее, Руслана Кишмарию или Ахру Квеквескири, чем нашего грузина. Почему? Потому что Кишмарию знают в Сухуме, он многим помог решить проблемы, может за нас постоять везде. Что может сделать кто-то другой? В том составе парламента у нас было двое грузин и один абхазец. Всех троих у нас каждый знает. Есть какие-то успехи в их деятельности? Нет. Вот потому людям выгодно, чтобы их интересы представляли серьезные политики, пользующиеся влиянием в Сухуме", - сказал в интервью GTimes местный житель.

За Бежана Убирия, единственного теперь в абхазском парламенте депутата-грузина, проголосовали 1105 человек - почти 70 процентов списочного состава избирателей в округе, в который входит не меньше десяти сел. В этой местности живет, по самым скромным подсчетам, около 20 тысяч человек. Но право голоса имеют лишь примерно полторы тысячи человек - только те, кто является гражданами Абхазии, соответственно, имеют абхазский паспорт. Процесс паспортизации продвигается медленно, он много раз прерывался. После войны прошло уже почти двадцать лет, но в Абхазии далеко не все доверяют грузинскому населению Гальского района. В нынешней парламентской кампании участвовала в лучшем случае лишь треть населения региона. Остальные получат право голоса лишь тогда, когда получат гражданство.