Мужчина и женщина

С тайным визитом в Грецию

Недавно главы Абхазской Церкви отец Виссарион Аплиаа посетил святую гору Афон. Цель его визита была такова: заручиться поддержкой греческих иерархов в продолжающемся в Абхазии церковном конфликте.

О визите отца Виссариона в Грецию сообщили источники, близкие к Священной Митрополии Абхазии (противоборствующей стороне). Сообщается, что Виссарион отправился в вояж в последних числах марта. Тогда же он посетил святую гору Афон.

Противостояние в Абхазской Церкви продолжается уже достаточно длительное время. Священная Митрополия, учрежденная в мае прошлого года и обосновавшаяся в самом крупном в Абхазии православном монастыре в Новом Афоне, добивается предоставления автокефалии Абхазской Церкви. Митрополия представлена всего несколькими монахами, но у нее есть существенная поддержка в обществе. В ее совет входят многие авторитетные в стране люди.

Против Митрополии выступают и Грузинская, и Русская Церкви, считая ее руководителей, отца Дорофея Дбара и отца Андрея Ампара, раскольниками. Между ГПЦ и РПЦ существуют союзнические отношения, и Москва не может пойти на уступки абхазским верующим, требующим автокефалии, то есть признания законным фактически произошедшего выхода Абхазской Церкви из Грузинской.

Отец Виссарион, являющийся клириком Грузинской Православной Церкви, также жестко противостоит планам Митрополии добиться автокефалии. Он выступает союзником Московского Патриархата, но ему не удалось «выбить» Митрополию из Нового Афона.

В своей борьбе за признание Абхазской Церкви Митрополия, в некотором смысле, преуспела. Священнослужители смогли добиться аудиенции у Вселенского Патриарха Варфоломея, который обещал содействовать решению абхазского церковного вопроса. Во всех этих процессах много политики. Известно, что между Вселенским Патриархатом и Русской Православной Церковью достаточно прохладные отношения. Однако этот визит представителей митрополии вынудил отца Виссариона действовать на значительно более широком пространстве, нежели ранее, когда его визиты ограничивались Москвой, где он и так имеет полную поддержку.

28 марта Виссарион прибыл в Грецию в сопровождении нескольких человек, в том числе русского

священнослужителя, владеющего греческим языком. 29 марта они отправились на Святою Гору Афон. Однако, насколько стало известно, ему не выдали разрешение на въезд, ссылаясь на отсутствие у него документа от епископа. Дело в том, что сам отец Виссарион уже давно заявляет, что порвал связи с Грузинской Церковью, клириком которой он продолжает оставаться и которая не запрещала его в служении по очевидной причине - он один из двух последних рукоположенных священнослужителей Грузинской Церкви, продолжающих окормлять паству в Абхазии. Тем не менее только от епископа Грузинской Церкви Виссарион может получить необходимый для посещения Афона документ. Этого документа у него не было. Однако отец Виссарион вместе с сопровождающими его лицами наняли отдельный катер и прибыли на Афон и направились сразу в монастырь Святого Павла. В этом монастыре проживает и проходит обучение один из создателей Священной Митрополии, иеродиакон Давид Сарсания. Сарсания также является клириком Грузинской Церкви, однако активно поддерживает идею Митрополии.

Насколько известно, отец Виссарион получил в монастыре Святого Павла всего лишь пятиминутную аудиенцию, согласно принятым правилам. Предполагается, что он поведал настоятелю о существующих проблемах. Как думает первое лицо в Митрополии Дорофей Дбар, Виссарион в рамках своего визита в Грецию постарался создать негативное впечатление об священнослужителях Метрополии в среде греческих иерархов.

В прессе никакой информации о визите первого лица Абхазской Церкви в Грецию не было. Но от источников, близких к Русской духовной миссии, также стало известно о том, что отец Виссарион после посещения Греции направился в Иерусалим, где ему, однако, не дали разрешения на служение.

Несмотря на многочисленные попытки, пока примирить две противоборствующие стороны абхазского церковного конфликта не удалось. Стороны активно ищут сторонников извне. Отцу Виссариону лучше удается добиваться поддержки у Москвы, а представителям Митрополии - у Греции и Вселенского Патриарха.